Меню

Поход по хребту Абишира-Ахуба, август 2013 года

Отдыхать — не работать

В ключе этой фразы любой отпуск окажется лучше размеренных будних дней / недель / месяцев. И правда — природа Гор Северного Кавказа красива и величественна. На мой «вкус и цвет» — грандиозность природы не сравнится ни с чем, сделанным руками человека. С оговоркой, что я ещё не видел в живую ни Великую Китайскую Стену, ни Пирамиды Египта, ни высотку Бурдж-Халифа в Дубае аж в 880 метров высотой.

С третьего августа по девятое — восемь полных дней в Горах. С лёгким хвостиком из части девятого дня. Рекорд, кстати — насколько я помню, непрерывно дольше в Горах я ещё не был.

Планов громадьё

Итак, что же было запланировано, а что из запланированного было так или иначе реализовано? Место проведения моего и ещё 12 знакомых (или, порой, знакомых моих знакомых), то есть аж 13 человек — многим известный Архыз, точнее «Подархызье». Начиная с хребта Абишира-Ахуба (есть разные написания этого названия, в т.ч. слитно с одной «а» посреди — Абиширахуба), что нависает над Архызом справа. Справа — это относительно въезда в посёлок со стороны Зеленчукской. Заехал в посёлок на улицу Ленина, посмотрел направо…. ага, вот и он — Абишир, который Ахуб. Вмятинка в хребте ровно напротив посёлка — это перевал Баритовый, под ним одноимённый — не менее Баритовый водопад.

На Баритовом мы были в мае этого года. Первый серьёзный подъём моего на тот момент мелкого и неопытного сына-туриста — Юрика. 600 метров набора высоты не так и мало для человека с короткими ножками, почти четырёх лет отроду. «Ну почему меня сделали таким маленьким?», — как-то спросил Юрик. Так что в августе, чтобы не повторяться, запланировали подниматься левее. Хребет хотели перемахнуть в районе перевала то ли Грозовой, то ли перевала Церковный. Разночтения из-за разных трактовок одного и того же места, да и собственно можно было идти любым из них.

Перемахнув хребет, планировали попасть в озеро Запрудное (?). Оттуда, не идя в лоб через перевал Турий (тот то ли 1Б*, то ли аж 2А — то есть достаточно крут), обогнуть боковой хребет, попасть к озеру Агур (оно же Турье). Это озеро под перевалом Федосеева, севернее него.

К перевалу Федосеева с юга, со стороны асфальта, со стороны стройки горнолыжной турбазы на Лунной поляне, в это же время должны были подойти «отстающие» — группа из 6..7 человек во главе с моим братом. Группа преимущественно из мАсквы.

Перемахнув вместе с ними соседний с Федосеева перевал Агур, мы планировали попасть к озеру Мылгвал. Оттуда на озеро Лазурное — рукой подать.

От оз. Лазурного мы планировали пройти через перевал Семнадцати (их там два — северный и южный, оба достаточно крутые, но ходимые без верёвок). Попадаем к озеру Речепста (?). Через одноимённый перевал спускаемся к реке Архыз, которая в том месте достаточно мелкая. Переходим её и движемся в сторону пер. Пхия.

Сам перевал Пхия — автомобильный, проходимый даже на моём не-4х4 микроавтобусе. Оттуда — посёлок Пхия, Загедан, Загеданский же хребет и т.п. и т.д. Эту часть планов не описываю потому как её практически не знаю. Туда мы так и не дошли, а вникать в чужой план с таким количеством народу я не считал нужным. Надеялся на грамотное руководство, освобождал голову от лишних забот. «В конце концов — зачем об этом думать? Найдётся кто-то, кто мне всё расскажет…» (С) Гребенщиков.

«Отчётная часть»

Подробно о том, где был, что видел. По датам. Что понравилось, что — не очень.

Как уже писал выше, весь поход занял 8 полных дней плюс хвостик девятого. В этой отчётной части кратко опишу каждый из этих девяти дней. Опишу так, как видел их я. Более подробно начал описывать мой отец на страницах форума Домбай-Клуб , думаю и на свой сайт http://kavtrans.ru тоже переложит позже.

Изначально я не сильно интересовался географией места, в котором мне предстояло пробыть больше недели по нескольким причинам. Первая — я не хотел забивать себе голову ненужной мне информацией. Идёшь по маршруту, как устаёшь — останавливаешься. Смотришь на Горы, тащишь рюкзак и кайфуешь как от вида вокруг, так и осознания «куда меня занесло, как я неимоверно крут» :).

Но, чем дальше по ходу пьесы, тем интересней становился и сценарий. Со мной даже консультировались, как поступить лучше. Не сильно слушая, на самом деле, что я говорю. Делали как сами считали нужным. Я не обижался, потому как никогда не строил из себя эксперта в области туризма, человеческих отношений, работы спас.служб и географии Архыза. Итак, погнали…

День первый, 3 августа, первый-первый день в Горах

День приезда в Архыз. Так как нас было больше четырёх почти вдвое (семеро), так как морочиться с поиском места стоянки своей машины не хотелось, то за 4к руб сняли газель с водителем несколько «не в теме» и, выехав в 7 утра из Пятигорска, в 11 с копьём были в посёлке Архыз Карачаево-Черкесской республики. Погода — не жаркая. Прогноз — переменный. Надели рюкзаки и двинули наверх.

Я был уже немного «расхоженный» недавним походом Убинка-Пшада, так что шёл относительно легко. Конечно, первый день был тяжёл и для меня, и для остальных. Рюкзаки полные, ноги и у меня за неделю успели отвыкнуть от хода. Но и пройти нам сегодня надо было немного.

Начав подниматься не по тому ручью, попали в плохо проходимые заросли мелколесья. Хорошо, догадались не лезть напролом, как обычно, а спуститься до хорошо набитой тропы, уходящей по склону правее. Туда и поднимались весь день.

Сделав около 1км подъёма, дабы «не гнать волну», остановились прям на косогоре подъёма под перевалом. У нас, пока что, три палатки: одна трёха для меня, Вадима и Вити Курдова; двушка для родителей и собаки-барабаки; двушка для Вовы и «тёти Эллы». Кому-то повезло больше, кому-то меньше (я об угле наклона палатки). Я спал хорошо, почти ровно — кинув рюкзак в ноги под коврик.

«Кровавая Мери», да гречка с тушёнкой на ужин; боль-мень вид на удаляющийся посёлок; радуги на соседнем хребте; приятное общение и музыка, исполненная Вовкой на варгане; отсутствие суеты по встрече мАсковской группы — всё это способствовало хорошему настроению начинающегося отпуска.

День второй, 4 августа, расслабленный день

Собираем палатки. Первый казус похода, боль-мень забавный, так как закончился удачно — улетает палатка Вовки и Эллы. Ветер дует с перевала вниз, в сторону посёлка, видимого вдалеке. Незакреплённая, собранная палатка, как небольшой зорб, катится по склону, напоминая зимнее происшествие в Домбае (смерть туристов в зорбе, дошедшая и до центрального ТВ). На этот раз, кроме возможных жуков-пауков в палатке никого нет, но сам «зорб» нам ещё ох как пригодится. Элла, потом я и Вовка — бежим вниз по склону, пытаясь поймать сбесившийся домик. Мне б постоять и пофоткать — кадр был бы шикарный :), но было бы жаль, если б это был последний кадр в походе. Так что … бежим за палаткой.

Ветер стихает, палатка застревает в высокой траве. Я перехожу на шаг. Ветер ревёт с новой силой, палатка летит дальше — я опять бегу вниз. Элла по-неопытности (первый раз в горах, первый раз гоняется за зорбом) отстала. Вовка выбежал позже, так что я впереди в этом странном и необычном соревновании. Так что неудивительно, что после ещё пары рывков как ветра, так и меня, победил именно я :).

Метров пятьдесят мы потеряли, может чуть меньше — далеко бежали, то есть. Пока поднялись, почти все в рюкзаках — нас ждут. Собрались, пошли на перевал.

Сам перевал простой — мы уже стояли практически под ним. Но спуск с перевала, хоть и не очень крутой, но сыпучий. Для неподготовленной Эллы дюже нервозный. Остальные уже много раз ходили по Горам и до озера Запрудное спустились боль-мень шустро. День «расслабушный». Ну, почти расслабленный, если не считать крутого траверза и спуска к озеру. Столь крутого, что Эллу пришлось спускать мне, Вовка убёг вперёд. Не в смысле, что я супер-спортсмен и помощник отстающим, скорей я просто никуда не спешил и шёл сзади. Так что да, Элле и ещё маме помогал в одном месте — собачку Тасю вёл на поводке. Во собачка рвёт вперёд! Силища неимоверная. И хорошо, когда наверх рвёт, а не вниз с обрыва :).

Встали на озере. Втором сверху. Ветрюгаааанище! Дует снизу наверх. Дует знатно. Не так, чтобы сдувало людей, но так чтобы на левом (если смотреть обратно на перевал) многокаскадном водопаде наблюдалась очень интересная и красивая картина. Вода пытается упасть вниз, а её сдувает вбок-наверх! Водопадо-водолёт :), очень красиво, мне понравилось. Есть и фото, и видео этого эффекта.

Быстро поели и поняли, что делать до вечера, собственно и нечего. Я, вообще-то, никогда особым энтузазизмом в походах не отличался, но в этот раз меня приманил правый, раскидистый водопад. Тот, что по пути на перевал Турий. Завтра мы не планировали идти к нему, хотели обойти весь боковой хребет, так что я бы не подошёл к водопаду «по пути». Взял с собой фот, дождевик и двинул наверх. Жаль, не было солнца, фотки получились бы ещё лучше! Водопад не лучший в жизни, но «зачёт» однозначно!

День третий, 5 августа, день почти что встречи двух групп

В этот день надо было, как я уже писал выше, обойти боковой хребет и оказаться у озера Агур, оно же Турье. Озеро это не прям под перевалом Федосеева, но на подъёме к нему — в полутора часах хода без рюкзаков. По пути к озеру, в простейшем месте — при переходе через небольшой ручей — случается второй казус похода. Мама, неся собаку-барабаку на руках, переходя тот самый ручей, прыгая на мокрый камень, соскальзывает с него и в попытках спасти любимое жувотное, коленями валится на камни берега ручья. Колени пухнут и кровавят; штаны — порваны, мокры и грязны; в ботинках — лягушки завелись и квакают.

Этот год для нашей семьи богат на травмы «на ровном месте». Первым отличившимся был я. Моё январское падение на горных лыжах в Домбае — сломал плечо. Дальше мама — на велосипеде при спуске с Джинала — тоже повреждает плечо. В этом походе, забегая лишь на день вперёд, брат-Сашка ломает что-то в голеностопе. Странный он, 13-й год этого столетия… местами неприятный :(.

«Утерев сопли колени», пришли на озеро, как и вчера, достаточно рано. Настолько рано, что хватило времени два раза подняться налегке на перевал Федосеева и спуститься в лагерь у озера. Зачем? Чтобы из наших 7 чел + собака, с помощью группы из Москвы, собрать толпу в 13 человек и две собаки. Впрочем, расскажу по порядку. И так постоянно забегаю вперёд.

Сели мы, стало быть, на озеро. Прикатили, оставленное кем-то, непойми как сюда доставленное, огромное колесо от трактора. Поели-попили. Неудачно попытались связываться со второй нашей командой, которая по плану должна находиться по ту сторону хребта Абишира-Ахуба, должна подниматься на перевал Федосеева с юга, от Лунной поляны, от новых канаток турбазы «Романтика».

Включили рацию в оговоренные «первые десять минут каждого часа». Попытались вызвать группу — тишина. Что, кстати, логично — между нами огромный хребет. Радиоволна шла-шла через него, да вся выдохлась. Мобила тут не берёт, что делать? Приняли достаточно простое и логичное решение — налегке забраться на пер. Федосеева, оттуда попробовать связаться как по рации, так и мобилой. Вышли самые бодрые — втроём: я, отец и Вовка. Мама с коленями приходит в себя в лагере, Элла и без того немало по своим меркам ходившая сегодня, да Витька с Вадимом не помню почему остались. Троих для организации временного пункта связи на перевале более чем достаточно. На случай отсутствия у москалей воды я положил две полные литрухи в свой пустой рюкзак. Туда же дождевик, мамину мобилу. Надел рюк и мы двинулись наверх.

До перевала, даже после водовки и хававки, налегке не больше полутора часов хода. Под перевалом отличное место для стоянки — ровное и с водой. Воды немного — хилый ручей из-под камня, да снежник — но вода есть. На перевале ветрюган со стороны Архыза. Стоять на этом ветру некомфортно, так что, попытавшись прозвониться по рации и с телефона по известным нам номерам мобил, мы спрятались в ветровую тень с «нашей стороны» до «первых десяти минут часа» — ожидаемого времени включения рации Сашкой.

И, О ЧУДО! «Алё-алё, привет!» раздаётся почти ровно сразу после включения нами рации, кажется в три часа дня. Понеслось общение. Стали известны немногочисленные подробности. Да, они поднимаются. Да, они измотаны. Да, они сбились с пути и ушли заметно правее (по ходу подъёма, то есть от нас налево). Да, всё ровно, но нужно ещё время.

После фразы отца «ну а где именно вы находитесь?», у его практически не использованной в этом походе рации … садится батарейка. Занавес. Я уже заказал отцу на день рождения две хорошие рации, одну с расширенным втрое аккумом :), но тогда — произошёл третий казус похода. Рано или поздно, обладая какой-то вещью ты … обычно в самый нужный момент, оказываешься без неё. И понимаешь, что если бы строил своё поведение на более простых принципах — не влетел бы так. Не остался бы без информации в нужный момент. Сама идея встречаться двум группам в Горах мне изначально казалась абсурдной, этот поход подтвердил — выходить нужно всем вместе; возвращаться нужно всем вместе.

Стоим, стало быть, на перевале, думу думаем. Сгоняли, от нечего делать, почти на пик Динника — соседняя от Федосеева гора. Оттуда глядели-глядели, в т.ч. в мой кэнон с 200мм объективом, без толку. Не видать не то что группы, а даже одинокого путника не видно. Что ж, всё же мы не зря поднимались — добыли ценную информацию по рации, да встретили небольшую группу, которая видела поднимающихся с собакой, ушедших сильно направо. Мы получили подтверждение, что всё идёт, хоть и с отставанием, но в целом — по плану. Оставалось ждать.

Ждать на перевале не комфортно. Холодно, голодно, и главное — нет возможности сообщить вниз, в лагерь, только что полученные известия. Так что, ещё чутка покружив на перевале, обогнав ту самую небольшую группу из Харькова, спустились в свой лагерь к озеру.

Буквально через чай после спуска, заметили движение на хребте. По головам посчитали — вроде как оно… или не оно? Собака! Точно — оно! Минут 40 встречаемая группа сидела под перевалом, дожидаясь отстающих — Саньку с хрупкой девушкой Катериной.

Мама генерит, мол надо встречать. И возразить-то нечего. Раз надо, то надо. Мамы — они, как я понял, вообще сильно привязаны к детям. Сильнее, чем отцы. Что достаточно естественно — дети из мам и появляются. Собираемся на перевал второй раз, теперь другим составом. Идут те, кто не был в первый раз: мама, Витька Курдов и Вадим. Так же налегке, так же полтора часа. Мы же наблюдали снизу, попивая прохладительные напитки, сидя на найденном колесе грузовика… Ждали возвращения нашей группы. Предполагали, что они укажут москвичам найденную нами стоянку под перевалом, куда мы все подошли бы завтра утром. Были чуток удивлены, что наши направили москвичей аж к следующему озеру — чуть сбоку от нашего завтрашнего маршрута. Ну да ладно, тоже вариант. Главное, что «встреча на Эльбе» произошла и, пусть с небольшими накладками, московская часть нашей толпы дошла до нас.

День четвёртый, 6 августа, день похода 13ю человеками и двумя собаками

По сути тоже расслабушный день. К 11 мы, перешагнув пер. Агур, подтянулись к озеру, где восседала компания наших столичных друзей. Подход к перевалу обозначен забавной скалой, левая из трёх пупырей мне напоминает старика с бородой. Собака, увидев снег, весело залетала наверх и со свистом скатывалась вниз. Подходим к озеру, «наши» не спеша собираются. Хоть мы и опоздали на пол часа, но ещё пол часа их ждали. Не в упрёк, вчера они прошли немало, кое-кто впервые в жизни. Просто как факт.

Ещё один факт — 6 августа день рождения Эллы. Я видел её впервые и был удивлён очевиднейшему прогрессу личности за эту неделю похода. Рохля и нюня в начале похода — к концу похода становится уверенной в себе женщиной. Не лейтенант Риплей 🙂 из «Чужих», но изменения очень сильны и на мой вкус — позитивны. С днём рождения, Элла. С днём перерождения!

У меня на шее младшая зеркалка кэнона (canon eos 1100d) с дешёвым, но длинным объективом Tamron 18-200 (3.5-6.5), который реально можно использовать только на f11 и темнее :(, так что меня быстро взяли в оборот. Каждый из москвичей, даже молчаливая тень моего брата, просили сфоткать их так и этак. На фоне озера, на фоне Горы, на фоне фона, крупно и мелко, сбоку и спереди, порой даже сзади. Я этот цирк уже проходил много раз, из-за этого не так давно на время забросил фото вовсе. Так что без малейшего наслаждения, чуть пофоткал «молодёж». Что ж, пяток приличных фоток всё же получились, думаю.

Неспеша выдвинулись в запланированную сторону — к озеру Лазурному. Озеро, в отличие от не менее красиво названного озера Семицветного, совершенно не лазурное на вид. Виной тому ли плохая погода, низкий уровень озера или наличие грибов в рационе назвавшего сей водоём — мне не ведомо. Но факт остаётся фактом — за почти сутки пребывания на этом озере лазурности, бросающейся в глаза, в нём не было замечено.

Переход мне показался уж слишком расслабленным. Был какой-то перевал по пути, явно н/к, кажется Мылгвал, но могу ошибаться. Шли, болтали, я грохнулся на камень зопой и чутка рукой. Расслабился, сейчас гляжу — синяк почти сошёл, то есть не сильно упал. Несколько озёр по пути, наибольшее из них — Кяфар. Короткий, но резкий подъём к собственно, Лазурному.

А тут уж и лагерь. Тут и палатки, тут водка, етить её так, тут и супер-казус этого похода. Да-да, я о том, что один … турист не смог по пьяни удержать в себе желание творить добро налево и направо и о том, что второй э… человек, по той же пьяни, да ещё и обкуренный, решил заткнуть этот фонтан. В попытке в темноте догнать бухого проповедника Костю, мой брат Алехандро и вывернул себе правый голеностоп.

И вот лежу я в тёмной палатке, не очень активно пытаясь уснуть под ГРОМКИЕ рассуждения ещё одного друга моего брата — Дрона. Тот, тоже чутка напившись, рассуждает на ту же тему. Религия. Мол ему нравится христианство, а либералы и ислам претят ему. Странный набор слов, но чуток смысла есть и в них. Куча нестыковок, незаметных ему по пьяни, но очевидных почти трезвому мне. Слышу попытки бухого, но как всегда — адекватного Вани (ещё один «москвич», хороший человек) заткнуть похожий поток менее осмысленного бреда, исходящий из уст Константина. Слышу «ах йо.. нога» от Алекса, обсуждение травмы…

На мысли: «… а вот интересно, если он не сможет завтра идти, как мы будем его спускать?», — я засыпаю.

День пятый, 7 августа, день болезни, расставания и молчаливой печали

Нет, идти он не сможет. Да, он и его кенты останутся на озере на пару дней. Потом они будут выбираться, будут звонить в МЧС, будут искать лошадей или нести Алехандро. Телефоны МЧС мы им передали, по рации связаться попытались — не получилось.

Вот и увиделся с братом… Вадим рвётся в бой, «его» маршрут не пройден. Да и Алехандро уверенно говорит, что справится сам. Бывший альпинист Витька Курдов твердит о вертолёте МЧС примерно за 30к руб. Отец, не имея своей чёткой позиции, соглашается с нашими «черепами» идти дальше. Я… читай внизу про «поведение в чрезвычайной ситуации», как один из баранов виденного недавно стада, иду за вожаком. Жую траву. Смотрю в склон.

Что ж, лезем на перевал семнадцати. То ли северный, то ли южный. Правый, по ходу подъёма. Снизу, с виду вертикальная непреступная сыпуха, на самом деле проходится быстро и, кроме одного момента, достаточно легко. Я бросаю несколько взглядов назад, фоткаю с максимальным увеличением, очередной раз думаю что зря мы ушли, но … ничего не делаю.

С некоторой пустотой в голове, пребывающей со мной и по сей день, я иду дальше. Резко стало всё пофик, грустно и тоскливо. Иду по инерции, порой отвлекаемый красотами вокруг, да разговором с мамой. Озеро Речепста мне очень понравилось. Не само озеро, но композиция, частично показанная на панораме ниже, меня торкнула. Озеро, с одной стороны которого «непреступная стена», язык снежника с которой, обломан по границе воды. С другой стороны озера — плато, по которому я иду, на котором нужно здесь же и сейчас же ставить палатку, нужно жить в этой красоте 2..3 дня. Слева от озера — каскад водопадов, частично закрытых снежниками. По другую сторону плато — ещё одно озеро помельче. За ним обрыв, из долины, от озера Чилик неуверенно поднимаются облака.

Но мы, покорно блея, идём за вожаком в шортах.

Пересекаем перевал, вероятно Речепста (я сознательно не смотрю в карту и не уточняю названия в этот раз, осознанно признавая свой баранизм и способность не думая следовать за лидером, решающим СВОИ задачи). Попадаем в долину реки Архыз. Надо как-то спуститься вниз, перейти реку и подняться на хорошо различимую тропу на той стороне — та выведет нас к автомобильной дороге Архыз — Пхия. Вроде как нашли траверз. Тот ведёт-ведёт до небольшой площадки, после которой теряется…. находится… теряется… превращается в сто тысяч коровьих троп. Приходится плюнуть на него, к тому же он ведёт нас в верховья реки, а нам нужно вниз. Дальше — в лоб, вниз по травянистому хребту. Я даже гриб, не знаю какой, нашёл. См. ниже про грибы.

Красота проходит мимо. Хотя нет, это мы проходим мимо красоты. Мимо кучки сосен на холме, побитых молниями, мимо странного для августа «осеннего» дерева, с красными листьями на паре веток, мимо чьей-то заброски или тайника… правда уж слишком на видном месте для тайника. Выходим на дорогу, и, чуть пройдя вниз, ставим лагерь на полянке у реки Архыз. Это ещё не поляна Таулу, но уже цивилизация чувствуется. Я про кучи мусора, про близких соседей с обоих сторон, про группу осёдланных лошадей под предводительством бравого молодого джигита на одной из лошадей, пытающегося соблазнить туристку, едущую на соседней лошади.

Тёплая ночёвка в низовьях — не нужно, как при ночёвке в этом холодном августе наверху, одевать: термобельё, майку, флиску, жилетку, двое штанов, обычные и шерстяные носки, шерстяную шапку, перчатки, капюшон флиски. Не нужно полностью закрываться в спальник, оставляя открытыми лишь рот и нос для дыхания.

День шестой, 8 августа, мог бы быть днём моего рождения, но стал днём обломов в МЧС

Всю ночь с 7 на 8, встречая мой ДР, мы спорили и обсуждали, предлагали и отвергали, советовались и просто ругались. Мама говорила, что нужно спасать рядового Райна, её сына, моего брата — Алехандро, застрявшего с больной ногой на покинутом нами давеча озере Лазурном. «Черепа» твердили о походе по Дукке к Семицветному. Сошлись на компромиссе — зайти в МЧС, узнать статус заявки, если та была от наших «москвичей». А потом уже двигаться дальше, обладая информацией.

Обладание информацией, что кстати, чертовски логично, является самым прямым и, пожалуй единственным верным путём к принятию Решения. Напротив, отсутствие информации ведёт к раздраю и шатанию. К предложениям, от которых волосы шевелятся… и не только на голове! 🙂 У нас не было информации. Что ж, мы двинули в поисково-спасательный пост Министерства по Чрезвычайным Ситуациям Российской Федерации (ПСП МЧС РФ) Архыза.

Сеё явно недешёвое сооружение… нет, целый комплекс сооружений!, находящихся за дорогим забором с «особо богатыми» коваными воротами. Обилие спецтехники, мечи на воротах, плакаты на стенах, территория красиво залита бетоном — всё это говорит мне о хорошем финансировании ПСП.

Я, расстелив свой ППУ коврик-апельсин, ждал всех за территорией, караулил оставленные рюкзаки, наблюдал за движением облаков. Лишь бегло заглянул внутрь, сделал пару кадров «для истории», да оценил «масштабы бедствия». Бедствие, и правда было, как я узнал позже. На всей огромной базе с кучей вездеходов-ратраков-параходов-луноходов присутствовал ОДИН (1) человек в форме. Звать человека Анатолий, отлучиться с базы он не мог, при нём была дешёвая ручная рация, да двухсимчатая нокио с разбитым экраном — человек был на посту!

— Вертолёт? О нет, никто вам его не даст из-за голеностопа, — смеялся Анатолий в лицо моим родителям и бывшему альпинисту Виктору, до этого дня верящему в спасателей.

— Вам не удастся пропиариться на этом!, — твёрдо добавил он.

— Да мы не выходим из-за голеностопа вовсе! У нас за сезон было уже 12 подобных случаев, ваш 13-й!, — очень вежливо и спокойно «смеялся» дядя Толик.

— Нет у меня людей. 6 моих товарищей после сложного случая сейчас отдыхают, — ещё одна фраза от «спасателя».

Я прям там же загорелся узнать в официальных сводках ПСП МЧС Архыза о недавнем сложном случае. Почему-то в голове крутится наиглупейшая, невероятная… нет, просто совершенно невозможная версия, даже писать не стоит её, наверное. Думал я тогда, что сложный случай заключался в сборе грибов, в распитии немалого количества водки, в шашлыках у реки со знакомыми или даже с МЧС-начальством. Позор мне, конечно же.

Слава богу, я ошибся. Сейчас, чуть погуглив, нашёл страницу сводок МЧС КЧР, где чёрным по белому написано, что 10 человек поисково-спасательного отряда КЧР плюс 4 спасателя «нашего родного» Архызского ПСП, плюс одна единица техники, подозреваю та самая белая буханка, на которой Анатолий к нам заезжал вечером — все они 6го августа спасали иностранца моего года рождения в предынфарктном состоянии! За жителем соседней Украины, во избежание международного конфликта, планировал вылететь вертолёт Ка-32 Северо-Кавказского регионального центра МЧС! Парня спустили, за ним всё-таки вылетел вертолёт (!!!) и тем же вертолётом спасённого доставили в Черкесск! Я надеюсь, там его подлечили. Иностранец все таки. Было бы обидно за него, случись что. МОЛОДЦЫ МЧС! Уважуха! Именно то, что от них ждали — спасли парня, попавшего в чрезвычайную, сложную ситуацию в Горах.

Прям читаю и радуюсь за спасательную службу. Тут написано, что буквально на днях, уже после нашего похода, трое из ларца МЧС успешно спустили группу туристов с Баритового водопада! (с того, куда Юрик 4х лет поднимался со мной за руку, млин). Не спят. Бдят! Работают до поздна. С фонариками.

И что ж, чёрт подери, нам так не повезло? Только Анатолий на базе. Только его спокойный голос, вещающий «ничего не делайте… всё образуется…». Его же: «ну а что вы, надеялись на МЧС, оставляя сломанного сына за перевалом?». Его же «это не мы плохие — страна такая». Его же «да мы тут даже бензин за свои деньги покупаем!». Ну просто молодцы — энтузиасты. Ворота-то они, наверняка тоже за свои делали! Просто любят своё дело так, как я люблю кока-колу! Ещё одна уважуха! [ …ушёл в ларёк за кока-колой ]

А нам просто не повезло — мы жители этой страны. Нас просто послали нахер. Вежливо. По-доброму. Без обид. Дали складной костыль и адью…

И что тут началось…. «Друг познаётся в беде», «на МЧС надейся, а сам не плошай», «…если друг оказался вдруг… и не друг, и не враг, а так…». Вадим, наш лидер в шортах, разворачивается и вежливо, вслед за Анатолием… покидает нас. У него дела, ему надо в Пятигорск, у него там третья жена с её первым ребёнком, спасать кого-то, а не идти на Загедан, как он планировал — не его дело, он не будет участвовать в «этом мероприятии».

Не сказать, что мы были лучшими корешами, хоть и провели пять ночёвок бок о бок. Но теперь я точно знаю, что с ним не то что в Горы не пойду, но и при встрече отвернусь и уйду.

Элла тоже слилась, но от неё никто не ждал подвигов. А она их, я считаю, совершала. Она прошла очень многое и прошла для начинающего очень хорошо.

Мы было собрались налегке подниматься к группе Алекса, для получения хоть какой-то информации. Но тут (удивительное совпадение) спасаемая группа сама выходит на связь. Саньке лучше, они завтра начнут движение к Федосееву.

Расстались с уезжающими по важным делам членами нашей толпы алкоголиков, ходящих по горам. С некоторой естественной грустью, мы двинулись под Федосеева и в начале подъёма, на повороте дороги разбили лагерь.

Кратенько о вечере в лагере: опять водка, опять синька; мой уходящий ДР, Анатолий на буханке «хорошо, что я вас нашёл — они пойдут не через Федосеева, а по какому-то перевалу недалеко от озера». Как позже выяснилось звать перевал Кефар-Речепста. Выйдут на дорогу, стало быть, выше нас. «Хорошо, Толик, спасибо что сообщил».

Палить костёр, пить водку, собирать землянику, спать.

День седьмой, 9 августа, день сидения на жопе в ожидании Павлика

Всё грустней и грустней мой текст. Это не потому что тогда было грустно. Нет, напротив, появилась информация и мы, спустившись к дороге, разбили дневной лагерь. Послали гонцов за пивом и хычынами, сами собирали землянику с грибами, ждали вестей от спускающейся группы. Грустно мне сейчас. Грустно и печально столь подробно описывать свой позор. Но сделать это стоит, хотя бы для того, чтобы в дальнейшем поступать правильно.

Порой москвичи выходили с нами на связь. Сначала по мобиле, потом мы включили рацию — по ней нам сообщали новости. Алехандро движется сам налегке. Кучу продуктов оставили на Лазурном, чтобы разгрузить рюкзаки.

К раннему вечеру группа москвичей подошла. К позднему вечеру мы, потеряв Витьку Курдова, оказались на Дукке. Вчетвером у подъёма к озеру Семицветному. Молодёж же, с Витькой, в тот же вечер уехала на газельке в Пятигорск.

День восьмой, 10 августа, день Семицветного, Тёплого, Аюлю и поляны Таулу

Я хотел бы сказать, что остались только самые стойкие. Что теперь-то Алекс слез с Горы и наверняка принимает ванну в Пятигорске. Что теперь всё спокойно и радостно, что жизнь готова продолжиться, заливая всё ярким солнечным светом (день и правда выдался солнечным). Но всё же все перенервничали. Предки привычно переругивались — это нормально в нашей семье; Вовка и я — всё больше молчали. Спирт отгонял тоску. Семицветное не радовало глаз, озеро Тёплое показалось не таким уж и тёплым. Спуск по реке Белой, хоть и был крутоват, но не удивлял как в первый раз пару лет назад.

Чуть разбавили нашу тоску попутчики до Таулу в попутной буханке (за 500р мы потеснили группку горнопляжников и от «водопадов» доехали до поляны). Пока ехали — хвалились сколько мы прошли в этом и другие года. Позабавил цирк на самой поляне Таулу.

Там было пиво, был айран, был бы и хычын, не сьели бы мы за день до этого аж по три разных хычына за раз. Отбили желание даже видеть эти дорогие лепёшки. Была карачаевская водка, были соседи ВДВшники, воющие попсу Кати Лель на манер «афганских песен». Были и другие многочисленные кемпинговые «ужасы настоящего туриста» :). Бензопила, раскладная мебель и трёхкомнатная палатка с шатром рядом — отличный набор для кемпинга, нисколько не осуждаю такой отдых. Но смотрится ужасно после 8 дней автономного похода по относительно безлюдным местам.

День девятый, 11 августа, день сборов и отъезда из Архыза

Утром мы собрались. Кой-кто опохмелился, двинули пёхом 7 км до посёлка. Там нашли такси, я сторговался с 3500 до 2800, уехали в Пятигорск. Оттуда через пару часов, на своей машине, я уехал в Краснодар.

Выводы

По ходу написания отчёта приходил к некоторым выводам, кои, чтобы не захламлять отчётную часть, вынес в отдельную «главу».

Собака-барабака была на высоте! Полный привод (4 лапки), низкая посадка (опять таки, на четвереньках), небольшой вес (в начале похода 6.5 кило; под конец, думаю ещё меньше) — всё это способствовало её высокой проходимости. Выносливая, в меру воспитанная. В этот раз на людей почти не бросалась — видать была слишком измотана. Но стоило ей увидеть корову или лошадь — пастуший инстинкт просыпался и под крики мамы «Тася, Фу!!!», Тася весело лаяла на коров. Те в панике разбегались от неё.

Собака-кусака (хаски). Это наиприкольнейшее животное с двумя разными глазами, с именем Локи, тоже было в нашем походе. Многие тащатся от этой породы, я в том числе. Интересный пёс, но … я не буду такого заводить себе. В Краснодаре ему будет жарко, выгуливать по 15 км в день его нужно, а я … лучше третьего ребёнка заведу :).

Отец мой, я думал он много пьёт и порой становится неадекватным. О нет, он просто скромняшка непьющая! Всё дело в том, с кем-чем сравнивать :). «Молодёж» — сверстники брата из мАсковской части нашей толпы — напились так, что отец их пытался усмирить. И, хоть и пил наравне с «детьми», казался трезвее совсем непьющего Артёма-Галогена (одного из мАсквичей).

Вопрос связи. Для меня стал после этого похода более прозрачным. Мобила в горах (скорее, к счастью, чем к сожалению) ловит мягко говоря «не везде». Рация, даже достаточно мощная (пятиваттная) — только по прямой видимости. Стало быть, для экстренной связи, нужен спутниковый телефон. Беглое изучение рынка привело меня на сайт www.satinfo.ru, где продают «мобилу» сети Турайа за примерно тридцатку килорублей. Добавляем к ней свою же симку мегафона, получаем дешёвую спутниковую связь. Говоря «дешёвую» я имею в виду действительно малую цену за вызов и SMS. Порядка пары рублей за минуту! Основная трата лишь на «мобилу» с, в т.ч., спутниковым каналом связи — около 30ки круб.

Поведение в чрезвычайной ситуации. Честно сказать, чувствую я себя полным мудаком. Я про то, что оставил брата, пусть и на попечение 5 его друзей. Да, наши все «рвались в бой» и сам больной тоже твердил «вы идите, мы разберёмся». И да, они разобрались, причём достаточно хорошо. Но всё же, должно быть всё очень просто — случилось ЧП в Горах -> спускай группу вниз. Всю группу. Без вариантов. Без соплей, в т.ч. со стороны поломанного. В следующий раз, возникнет такая ситуация — сяду на рюкзак и с места не сойду, пока все не последуют этому простому и правильному методу.

Алкоголь и наркотики. Сложно что-то добавить к простому «не место им в Горах», фраза простая и понятная, но … многим, в т.ч. моим родственникам, недоступная к выполнению. Стыдно признаться, но мой отец и мой брат — алкоголики со стажем. Не клинический случай, но притормозить им всё же стоит, я думаю. Девушка брата — безвольная тень своего «бойфренда», на вопрос «ну что, покурим?» пьяным кивком отвечающая «ага». Я не пил год, не курил считай что никогда, но сейчас «дал себе волю». Разведённый спирт, да и покупная водка, просто не лезут мне в горло как в Горах, так и внизу. Это хорошо. Это правильно. Боюсь, мне не изменить мир, но своё негативное отношение к бухлу я выработал.

Грибы в походе есть можно, особенно если есть человек в них хорошо разбирающийся. Но не нужно кидать в суп всё подряд. Шарики дождевиков, разрывающиеся во рту при укусе — та ещё мерзость. Выкидывать жалко, есть невозможно. Но я всё равно съел. Остаюсь при мнении, что лучше лишнюю банку тушёнки взять, чем так рисковать.

Сны в обычной жизни я хорошо, если вижу сон раз в месяц. А то и раз в пол года. В походе же я каждый день видел замечательные цветные сны, некоторые из них помню до сих пор. Это и постапокалиптическая картина ядерной зимы над крупным городом вроде Москвы, когда снег тоннами валится с крыш небоскрёбов; это и спор с гаишником-оборотнем с жуткими красными глазами; это и моя полуторатонная машина, переворачивающаяся через нос при лёгком торможении, как-будто едет не на Земле, а на планетоиде с очень низкой силе тяжести. Почти все сны так или иначе несли негативный настрой. В процессе просмотра некоторых приходилось сознательно просыпаться, убеждая себя, что сон лишь сон. Что не нужно искать документы на машину для гаишника-оборотня, что этого всего просто нет.

[ни одной коллективной фотки]

Толпа или команда? Надеюсь, мне никогда не выпадет участь руководить не сольным походом. Но если дойдёт до этого, я бы никогда не пытался собрать компанию в Горы больше 7..8 человек «под одной крышей» без жёсткого, тираничного командования. Я бы тщательно выбирал состав тех самых 7..8 участников. Следил бы за тем, чтобы люди в Горах были не только и не столько физически выносливы, но и нацелены на командную победу, взаимовыручку. Я бы прочёл об этом лекцию на старте, предупредив что мы не бросим никого и никогда, что наш маршрут не стоит и сломанного ногтя, если возникнет проблема со здоровьем члена Команды.

Фотографии похода: http://photo.milantiev.com/?dir=2312

Панорамы выложу отдельно. В том числе несколько сферических.