Меню

Чегет и Донгуз-орун. Хасаут — закрытие туристического сезона 2016

В этом году нам удалось урвать два выходных ровно-ровно на границе между хорошей погодой и мрякой-тучами и дождём со снегом. Повезло, иначе не скажешь.

И как же настоящему туристу-любителю провести пару чудных осенних выходных?

Как вариант, первый день можно провести в Приэльбрусье, пёхом забравшись на Чегет. По картам он-то, конечно не Чегет, а склон горы Донгуз-орун. Но все уже привыкли. Можно полюбоваться ледником «Семёркой», посетить озеро Донгуз-орункель, поболтать с погранцами, полюбоваться флорой и фауной и даже вылепить первого снеговика.

Ещё вечером Я с Лизз из подкраснодарья приехали в Пятигорск, где живут мои родители. Удивительно и приятно, что моя 12-тилетняя дочка Элизабет сама вызвалась сгонять в Горы. Хоть и знала, что придётся чуть протопать пешком (а она это не любит), но то ли уж совсем её достало дома сидеть, то ли правда захотелось увидеть красоты Кавказа. Кто знает. Но приятно.

Утро выдалось холодным, так что надели на себя всю припасённую одежду. И вот, сонная Ли и чуть более бодрые остальные, в 9 утра мы приехали на Чегетскую поляну. Кинули там машину и потопали к канатке. Северные склоны уже покрыты тонким слоем снега. Над горой светит Луна. И очень тянет уж пойти на солнушко. Да и просто пойти, чтобы согреться и размять засидевшую в машине тушку.

Оказалось, что включать канатку местным сегодня лень. Что ж, оно и к лучшему. Мы ж закрывать туристический, а не ленивый сезон собрались :). Сэкономим чуть денег, заработаем немного обще-физической подготовки (ОФП). Наверх пошли по дороге, попутно любуясь Эльбрусом, «Семёркой» и местной флорой, да фауной.

И, хоть Лиза местами уставала, но после минутного отдыха была готова продолжить «восхождение» к озеру. Точнее сказать, к самому озеру мы не спускались, смотрели на него «свысока», практически из соседнего ущелья. Там мы остановились и на газу приготовили чай.

За горой Грузия, так что в ущелье обосновались погранцы с большооой такой чёрной собакой и зелёным туалетом в отдалении от основного сооружения. Мы, хоть и птицы гордые, можно сказать Орлы!, но пропуска по КБР есть у каждого. Их и, вместе с паспортами, показали появившимся контрактникам. Дядьки из Есентуков. Соседи, стало быть.

Сам пограничный «наряд» фоткать ни в коем случае нельзя! Можно сглазить, я думаю. Но пока мы ждали проверки документов Ессентуским дядькой с ружбайкой, охраняющим пустое место, я успел поймать сход лавины с «Семёрки». Уклон там огого, снег недавно нападал, вот и валится от малейшего чиха. К слову сказать, в 1998 году группа шизанутых лыже-бордеров поднялась на ледник и спустилась с него на тех самых лыжах и бордах. Подробно здесь и здесь.

Идти вниз по дороге моим родителям, любителям «гобляндии«, показалось западло (слишком скучно). Так что выбрав направление «вниз» мы пошли вдоль однокресельной к посёлку.

Я сам и мои родители давно в теме спуска по направлению. Но Лизз, конечно, сильно замедлилась из-за отсутствия культурного спуска. И, хоть вниз вела тропа, местами она была достаточно крута и присыпана снегом. Впрочем, красиво там…

Место очень красивое, все фотки тут: http://photo.milantiev.com/?dir=2988

Второй день «закрывашки» мы провели сокращённым составом. Лизз таки вымоталась и я предложил ей посидеть дома, доесть всё в холодильнике, доиграть всё в компе и дочитать все книги в шкафу. Ещё из ништяков, пока что отсутствующих у нас дома — у родителей есть ванна :).

А мы же, сели в аффтомобиль Mitsubishi Airtrek японского производства, под управлением опытного и внимательного водителя — моей мамы. И поехали за Кисловодск, в посёлок Хасаут. В этом месте мы уже много раз были. От посёлка начинается уверенный подъём в сторону плато Бермамыт. Но мы же пошли по другому ущелью. Цель была насладиться красотами, а не куда-то прийти. Что мы и сделали. Красот там хватает!

Погода в этот день обещала быть хорошей до обеда. А со стороны Канглов (посёлок близ Минвод с мрачной и грустной историей и погодой) на горы набегали тучки. И, хоть Эльбрус просматривался «в полный рост», но было видно, что всё это не на долго. Что-то белое и неотвратимое не спеша заполняло долины и подбиралось к Горе.

По пути к Хасауту встречаются местами разрушенные сооружения. Но сам посёлок — Мекка археолога-любителя. Красивые «пирожковые» осадочные горы Бермамыта на фоне и разрушенные каменные сооружения старого Хасаута.

Набрав нарзана на границе посёлка, мы пошли наверх вдоль реки, наслаждаясь осенними видами.

Найденная нами проблема этого направления движения оказалась в том, что дорога (и тропа) постоянно норовила перейти речку то налево, то направо. И, хорошо, что сейчас это лишь небольшой ручей. А что тут делать весной? Мама чуть не повторила подвиг «разбейся сам, но спаси собаку», столь искусно проведённый в одном из недавних Больших походах. Но всё обошлось. Вроде и реки-то нет, судя по фоткам. Но, на месте, приходится тщательно выбирать куда ставить ногу и рассчитывать прыжок.

Впрочем, места колоритные. Тут и деревья, растущие из камней, тут гроты и вымоины. Красота! Если погода хорошая и не отвлекает от просмотра этой самой красоты 🙂

Погода уже поджимала. Приехали мы в посёлок достаточно поздно, а прогноз обещал солнце только до двух дня. Так что, найдя классную и, на удивление, не загаженную стоянку со столом из камней и скамейками у речки в тени деревьев, там и пообедали. Место запомнили на единственный имеющийся GPS — мою мобилу.

Обратно мы, по привычке разнообразить походы, пошли чуть иначе. Вышли выше по склону, направленному в сторону Бермамыта. По пути встретили старое кладбище с полуразрушенным каменным и относительно новым железным забором. Фундамент коровника, отлитый из бетона с местными камнями.
Приятно, что посёлок, хоть с виду полумёртвый и заброшенный, но кой-где восстанавливается. На старый каменный дом налит арм.пояс и возводят металлическую стропильную систему. На въезде посёлка башня-монумент. В посёлке действующее отделение почты России.

Пришли к машине. Набрав нарзан, двинули вниз. Ещё была предпринята вялая попытка купить местного не то сыра, не то творога. Не понравилось. Он ещё зелен! Пусть «дозреет», вернёмся весной.