Меню

Разведка грязи между Шапсугой и Кабардинкой

Вчера я сделал перерыв в обработке астрофотографий и задумался. Дел особо нет. На работе спокойно. Так почему бы завтра с утра мне не сгонять посмотреть на море?

Ах нет, не с того я начал. Позавчера мы все вместе на Фантастической Четвёрке (ВАЗ 2104) поднялись на соседнюю к нам гору Собер-Баш (тынц на все фотки с Собера). Хорошая гора. Высота 735 метров, интересная форма в виде почти ровной трапеции. Забраться на заднеприводной машине не сложно. Прям, подарок а не гора.

Мы поднялись все. Я, жена-красавица, дети-умницы и гостящая у нас бабушка. Мы походили по плоской, почти ровной «крыше» этой горы. Мы посмотрели на север — там нашли наш дом. Мы посмотрели на юг — там море. Во-о-он за той горой (хребтом) с антенной на вершине. Вот тут и проснулась старая дремлющая идея сгонять на разведку в место, откуда мы все вместе (с двухлетним Максимкой) можем пешком сходить на море. Три года назад мы, тогда с двумя детьми (младшему — Юрчику, на тот момент было 3 года) ходили от Убинской до Пшады (тынц на рассказ о том). Прошли за три дня, вместо запланированных двух.

Ещё в начале лета я нашёл маршрут — претендент на роль «лёгкого ПВД на море». Это была дорога из Шапсуги в Кабардинку. Так что вчера вечером я взял свою Фантастическую, погрузил в неё мой аля-горный велосипед GT. Не самый кул велик, но и не полный ацтой. Туда же кинул мелкие вело-штаны (рюкзак на багажник) и погрузил в него:

• аптечку;
  • полтора килорубля денег;
  • документы на машину;
  • вело-инструменты и запасные камеры;
  • дождевик;
  • чуть еды и воды.

Завёл будильник на 4 утра и лёг спать. Всё ворочался и нервничал, не забыл ли что. В итоге ещё пару раз вставал. По результатам закинул в рюк ещё фонарик, шляпу нашёл, очки тёмные и вело-майку выкопал из большого рюкзака.

В 4 я, конечно, не встал. Утро — не мой конёк, особенно после всего четырёх часов сна. Но в 4:30 уже собрался и выехал. Ещё вчера я накидал себе такой план-график:

• вечером приготовил всё и баиньки;
  • 4:00 — выход из дома по темноте;
  • 5:30+ — восход рядом с Шапсугой;
  • попытка пробраться на авто максимально далеко через речку — ~6:30.
    Тут главное тачку не погубить, её ещё домой надо вернуть;
  • на велике дальше. Примерно 33 кило по боль-мень дороге с кучей бродов. Это 5ч езды и пол часа еды — ~12:00;
  • глянул одним глазом на море и двинул обратно. Чтобы лучше запомнить дорогу ? — ~13:00;
  • ещё 4ч обратно (дорогу-то знаю) — ~17:00;
  • ещё час на машине — ~18:00;
  • домой полтора часа по трассе — ~19:30;
  • чааааааай и рассказ. Закат.

Вот его и начал не спеша реализовывать. Выехал из дома и поехал по трассе в сторону Новоросса. Проехал Абинск, пересёк мост через Абин и почти сразу справа заправка ТНК, а налево поворот на Шапсугскую (Шапсугу). Заправив полный бак, двинул на Шапсугу. Утро постепенно разгоралось, еле-еле начинался новый день в предгорье КрасноКрая. Туман поднимается из леса, какая-то птица перелетает туды-сюды. Красота, да и только 🙂

Макс (2 года) на горохе поднимается на гору от Шапсуги

Шапсуга. Здесь мы уже недавно были (тынц на те фотки). Тогда мы искали Большой Шапсугский Дольмен и другие недалёкие от него достопримечательности. Тогда Макс на одном зелёном горошке прошёл больше километра наверх. Потом, конечно, ему надоел… то ли горох, то ли ходьба. Ножки короткие, да и привычней ему на руках. Вот мы его дальше и тащили.

В этот раз мне предстояло форсировать водную преграду! Звучит же? На самом деле мелкие КрасноКрайские реки, Адегой не исключение, в конце лета представляют из себя вяло текущий ручеёк. Так вот, надо было форсировать эту «преграду» на Фантастической и, не сбавляя скорости, двинуть по нагугленной вчера дороге. В panoramio (Google Earth) огромадное количество фотографий этой дороги. Они, конечно же, не отвечают на вопрос «проедет ли моя машина», но уж на велосипеде-то я везде проеду (тынц на описание моего сольного вело-похода с перевалом высотой 3700м)

Верстовой столб

Проехал реку и гляжу… Это ж надо. Мало того, что километров на столбе 25, а не грубо насчитанные мною вчера 33, так ещё и «верстовой столб» экий красавец, почти мухомор.

«Может, с таким серьёзным к подходом к столбам, они ещё и за дорогой следят?» — мелькнула у меня надежда.

Дорога, к слову сказать, хоть и подуставшая, но на первом этапе моего передвижения, достаточно приемлемая. Местами как ко мне домой (живу я за 8 км грунтовки-гравийки), местами чуть хуже. А кое-где прям хай-вей, даром что гравийка. Но начали попадаться большие лужи — бич КрасноКрайских горных дорог. Появились промоины.

В одном месте, близ финиша автомобильной части путешествия, камни в обилии повылезали из дороги. При форсировании того же Адегоя, я и вовсе умудрился посадить аффтомобиль мечты амортизатором на камень. Уметь надо! Жужжит машинка, колесом гребёт, с места не сходит. Пришлось выйти и поддомкратить Фантастическую. А потом ка-а-ак толкнуть её в зат. Ну она с домкрата и скатилась вперёд, в т.ч. камень перепрыгнула.

Худо-бедно, сверяясь с картой в мобиле (я ж типа разведчик, а им можно быть читерами), в 7:30 утра я добрался до этой огро-о-омной лужи. Пошёл разведывать объезд припятствия. Не нашёл. Ну и … тем более, что оказалось я проехал чуть ли не половину пути до ЛЭП, до приличной дороги с той стороны, достал вел и надел на него «штаны».

Вот таки тапки я в следующий раз возьму в «поход» по Краснодарскому краю. Все эти многочисленные объезды убиты колеями жжипов до невозможности. Массовые разливы, огромные лужи грязи и уже стационарные обходы этого ужаса — классика местного туризма, уже изученная три года назад в походе к Пшаде.

Выезжаю на объезд. А там уже сделали объезд части объезда. А тот объезд объезда уже, оказывается, обойдён обходом. Там тропинка, тут дорожка, целая разветвлённая сеть ужаса.

Везде валяются пивные и водочные бутылки, фантики от шоколадок. Пустые пластиковые бутылки из-под воды Кубай развешены по кустам. Видать, понт такой — выпить пятифан «кубая» и повесить пустую банку на дерево. Ненавижу свиней, пытающихся называть себя туристами, но забывающие зачем они в Горах. Я люблю Горы, я наслаждаюсь ими. Я хочу видеть их точь-в-точь такими, какими они были 384 тысячи лет назад… плюс-минус 128 тысяч лет.

Я понимаю, когда война шла, партизан мог позволить себе, между убийством врагов, выкинуть фантик от сникерса или тетрапак от сока «Добрый», но в 2016м году можно взять пакет и донести мусор до низу, чес-слово.

Я о партизанах вспомнил, потому что случайно, прям с дороги, увидел 2 (или 3?) небольших мемориальных комплекса (один из них даже оказался братской могилой) посвящённых партизанам. А уж «если копнуть», если съехать с дороги, думаю можно найти ещё и не один.

Впрочем, как бы не была ужасна «дорога» между местом стоянки моей машины и приличной гравийкой под ЛЭП (через горы ведущей к Кабардинке), через два часа я уже был наверху перевала близ горы Безумной. Там сходу я увидел корабли и море. Один из кораблей оказался кораблём пустыни — верблюдом 🙂

Там же стоит уже виденный мною по прочтённым вчера отчётам, столб с парой десятков указателей. Там же есть и другие развлекухи скучающих курортников, желающих взбодрится «жипингом». К слову сказать, тут же подкатил жип, полный туристов. Водитель лихо поднял машину на возвышенность, туристки завизжали. Для себя я решил это направление отдыха в горах называть жопинг, а не жипинг. Водила, даже во время манёвра, одной рукой засовывал чё-то съедобное себе в пасть, отращивая ту самую жопу.

А раз тут все едят, то я сел на единственный увиденный в округе стул — на сундук здоровья. Достал свои припасы и употребил их с видом на Кабардинку и море.

Дальше я решил не ехать. Высота то ли перевала, то ли горы рядом, примерно 640 метров. Спуск с него, со слов местного, по отличной гравийке. Так как моя цель была не искупаться в море, а разведать маршрут, то я посчитал задачу выполненной. Перекусив я собрал всё в «штаны» и развернулся в обратный путь.

Чертовски приятно обратно ехать вниз. Мы, вместе с Адегоем, резвясь на камнях, виляя из стороны в сторону, ехали вниз — к заветной целе. Он к своей — впадению в какую-то реку побольше, а я к своему впадению — в ВАЗ 2104.

Когда я и вел были слишком грязными, чтобы продолжать путь, я кричал:

— Адего-о-ой! Ты где?!

И тот послушно появлялся за следующим же поворотом.

И, если вдруг кому-то понадобится ГРЯЗЬ… не лечебная из Тамбукана, а просто ГРЯЗЬ. Если захочется пройтись в шлёпках, коих нашёл я по пути аж три штуки, да все левые, то велкам в Шапсугу. Впрочем, как и в любое ущелье Северского района Краснодарского края.

Разведка грязи между Шапсугой и Кабардинкой

Тынц на страницу всех фотографий этого похода.