Меню

Свистать всех наверх!

Прошла первая половина 2024 года. И, чтобы не свихнуться в этом свинхнУтом мире, решил заняться чем-то новым и увлекательным! Прошедшей скучной зимой я пересмотрел слишком много кино про пиратов, да решил стать лихим капитаном Джек Воробьём, да купил себе первый в жизни парус!

Спешу поделиться историей приобретения и владения. А так же рассказать об эволюции хобби!

Нет, я не ходил под парусом в детстве. Не зачитывал до дыр романтические, да героические романы про смелых, хоть порой и подлых, но со своим кодексом, пиратских капитанов. Мне кажется, подсознательно мозг за меня решил, что если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря (С) И. Бродский

И тут вспомнил. Ба… я ж живу, не то чтобы в глухой провинции, но на юге РФ, у самого синего Чёрного моря. И у Азовского моря, если на то пошло. Они равнодоступны, так как, что на одно ехать три часа, что на другое море ехать тоже примерно три часа. Мы ни раз уж в один день купались сразу в двух морях.

Преодолев себя, я, в разгар новогодних праздников, поехал в Ростов-на-Дону. Там на авито задёшево продавался парусный катамаран «Простор». То есть относительно дёшево, конечно ж. Просто другие катамараны стоили в 3..10 раз дороже. Поэтому, мне казалось допустимым потратить 50к на хобби, неизвестно порадует ли которое меня. Да и прелесть авито в том, что за те же деньги кат уйдёт следующему владельцу, если меня он перестанет радовать. С уже привычным мне «это не трата, а инвестиция», я махнул рукой и привёз домой это чудо-юдо.

Мне кажется, ни один стоящий капитан не может в своей карьере пропустить этап матроса! Так что, в первые месяцы года мы дважды съездили в Абрау-Дюрсо. Школа парусного спорта WindToGo, расположенная в северной части озера Абрау, нам помогла почувствовать яхту MX700. Яхта аж с тремя парусами, одним рулём, капитаном и нами четырьмя, арендованная на пару часов, стоила своих денег.

Второй раз мы приехали с сыновьями. Не берусь судить наверняка, но мне кажется им понравилось. Юрцу, моему 14 лет, так уж точно!

Когда я был готов, не было погоды. Когда погода была, мы на неделю поехали в отпуск в столицу. И только к концу марта мы с Юрцом тестово, почти полностью, собрали кат во дворе, недалеко от места его хранения.

Так как брал я этого кота, не сильно анализируя его состояние, в большом непрозрачном мешке, то теперь предстояло узнать, чего ж в этом старом космолёте не хватает.

И да, данный кат ещё в совке, выпускало НПО «Энергия». Та самая контора, построившая разгонный блок, поднимающий неоправданно дорогой и оказавшийся не эффективным, многоразовый космический корабль «Буран».

… а на сдачу они мне делали катамаран 🙂

Тестовая сборка показала отсутствие пяти клёпок. Кои, не без помощи доброго знакомого и соседа Егорки, мы приклепали обратно. Кронштейн крепления гик-шкота я дополнительно обвязал парой резьбовых металлических хомутов. А ещё поломанные текстолитовые латы в единственном штатном парусе я, по совету друзей, заменил на фанерные.

Грот, не смотря на возраст, оказался в хорошем состоянии!

Оказалось, что латы очень нужны! Без них парус не принимает пузатую форму профиля крыла. С новыми фанерными латами получилось хорошо! Возможно я даже чуть перестарался и стоит их заузить, чтобы те стали более гибкими. Но может и не стоит увлекаться, ведь 4мм фанера довольно хрупкая.

Чуть надорвали парус, поднимая его по лик-пазу наверх. В месте сочленения сегментов мачты в пазу образовался заусенец. Тот зацепился за перетянутую лату — дырка.

Её уже зашил, да и крепление латы чуть переделал. Надеюсь, получилось хорошо. Узнаю в следующий выход. Чуть страшновато находиться посреди бескрайнего водоёма на корабле с одной мачтой, с одним парусом на ней, без доп. движетелей. Так что к тряпкам и железкам, да держащим их верёвкам, относиться нужно трепетно.

Поехали мы с Юриком на уже чуть привычное нам озеро Абрау. Взяли с собой для катамарана, как мне показалось, всё, что можно было взять. Запасные провода витой пары и другие верёвочки; плоскогубцы, да отвёртки; насос один и насос другой. Все железки катамаранные взяли, все тряпки и новые надувные баллоны! Поставив машину в самой южной части озера, начали собирать кат.

Очень-очень было страшно и непонятно, что делать с катамараном на воде. Множество вопросов вертелись в голове.

• почему, магическим образом, он будет двигаться в нужное мне направление, а не дрейфовать по ветру?
  • справятся ли штатные шверты с чуть увеличенными мастер-кат баллонами?
  • не зазря ли я беру с собой юнгу, может убивацца об неизвестность стоило, для начала, самому?
  • как мы будем поднимать кат, когда он перевернётся от первого же порыва ветра?

Чуть поколебавшись мы таки выкатили кат на воду и … сразу же поплыли в нужную нам сторону! 🙂

Не могу сказать, что всё очень-очень просто, но хватило моей теоретической подготовки! При слабом ветре на озере, я смог справиться с катамараном с поломанным рулём. И плевать, что гик стоял задом наперёд. Что двушкивные блоки на гик-шкоте считай что не использовались. Что руль был подвязан витой парой, а жутко-старые совковые бельевые верёвки, доставшимися от прошлохо хозяина ката, грозились порваться в любой момент.

Поломанный руль я дома заклеил дешёвой эпоксидной «холодной сваркой».

Армировал саморезами, придал нужную форму и обработал напильником.

До сих пор подмывает ещё чего-нить заклеить. Интересное это «гончарное» дело…

Заказал пару мотков новой крутой верёвки. В этом кате почти везде 8 мм. Кой-где 6 мм верёвка.

Фока-штаг (передняя оттяжка мачты) теперь не грозился оторваться или выйти из стопора. Гико-шкот тоже плотно сидел в правильно собранных блоках. Парус отлично поднимался новым фалом и прочно держался в тормозе, расчитанном на 8 мм верёвку. Стало проще свистать всех наверх и, чуть осмелев и набравшись опыта, мы всей семьёй поехали покорять Настоящее Чёрное Море. Но так как осмелели мы не полностью, да и опыта набрали немного, то начали с закрытой Геленджикской бухты. За 700 рублей нашли слип (спуск в воду) и, надув баллоны, да собрав железо, двинули жариться в … почти полный штиль.

Хорошо взяли пару вёсел и догребли до точки старта! Тут я задумался о небольшом резервном электромоторе и АКБ часа на два неспешного хода 🙂

Конечно же, моторчик слабенький. Оно и понятно, не основной. Скоро куплю и опробую в штиль! Будет отлично, если мотор разгонит кат до 3..4 км/ч!

Прошёл месяц. Окончательно осмелев, подобрав прижимной ветер, мы погрузили кат в новую машину и поехали в Голубицкую. Пусть и Азовское, но Море!

Первый день ветер был ой как хорош! Так вот, при свежем ветре, нам удалось разогнать кат до 10..11 км/ч. Что на морском языке означает «до шести узлов». Вопреки использованию мною морских терминов в верёвках, тряпках и палках парусников, скорость и расстояния я буду продолжать считать в метрических системах. А то можно и до дюймов с футами дойти! Не моё.

Сначала мы походили туда-сюда вдоль берега. А потом с Юрцом чуть не влипли в рыболовные снасти. Пришлось идти против слабого ветра и порой двухметровой волны. Не сразу, но волну мы победили, а ветер укротили!

К тому же это был первый двухдневный выход катамарана! Хочу ещё!!! 🙂

Теперь в моих планах выбраться с родственниками в какой-нить черноморский кемпинг с теньком, с подъездом поближе к морю. Чтобы меньше тащить кат. Там расставить наши замки (палатки у нас так называются!) и дня 2..3 бороздить просторы океана почти бескрайнего синего моря.

За эти пол года, кроме освоения катамарана, мы успели продолжить использовать надувную «резиновую» лодку. Неплохо изучили сап. Мне и Полинке очень понравился одноместный каяк. И моя новая игрушка — AquaGlide Multisport. Может быть как микро-яхтой, так и колхозным сёрфингом.

Ну и, конечно же, я не смог пройти мимо косы близ станицы Благовещенской. Взял в аренду настоящий, хоть и учебный виндсёрфинг и за 4 арендных часа укатал себя до боли в коленках.

Впереди июль и август. Свистать всех наверх!!!