Меню

ПВД к Уллукёль (Большое озеро)

Перевод тюрских названий озёр, рек и перевалов Северного Кавказа, чаще всего, не абы какая сложная задача. Хватает опыта или подобно этой вики-таблицы. Глядим в книгу, видим: «Уллу» — большой. «Кёль» — озеро.

Озеро и правда большое! Не Рица, конечно. Но точно стоит свои 650 метров в длину! Чуть ниже, к слову о переводах, есть озеро поменьше. Маленькое, то есть озеро. Смотрим в таблицу. Да! Гитче-Кёль. А идти к нему … да-да, по маленькому ущелью, по реке Кичкинакол.

Ущелье, кстати, далеко не маленькое. Да и название реки написано с ошибкой то ли намерено, чтобы выделить её. То ли случайно. Но … как бы там что не называлось, этот Поход Выходного Дня (ПВД) того стоит!

Вид на Эльбрус из-под Кисловодска

Мои родители живут в Пятигорске. Место, этнически и экономически не на пять, но географически! Ох, хорошо! Из окна видна величайшая Гора Эльбрус. Из другого окна лаколит Машук и Бештау. Есть куда пройтись и пешком, и на машине или моцике / велике.

День первый. Суббота

Утром субботы мы сели в мой микроавтобус и двинули в сторону Карачаевска. Ехать не долго. Через перевал Гумбаши сразу сваливаемся в Карачаевск. Не заезжая в него, поворот налево, там Каменомостский, Эльбрусский, Учкулан (возможный перевод «три кукушки»). Улица Махарская Учкулана ведёт куда нам нужно — в долину реки Махар. К тур. лагерю «Махар» (бывший «Глобус»).

Наш нехитрый семейный состав в начале маршрута

В Глобус нам не нужно. Начало маршрута, как я уже писал выше, от реки Качкинакол. В месте слияния её с большой рекой Махар мы ставим машину. Нагружаемся дарёным пивом (о нём подробно дальше) и собираемся в путь.

Слева направо состав участников похода:

• я, Милантьев Олег;
  • мой отец, Милантьев Андрей;
  • Витька Курдов. Друг семьи, сколько помню себя и семью 🙂
  • мама, Милантьева Нина.

Рюкзаки, хоть не тяжёлые, но за спиной. И мы готовы подниматься!

Стоило нам начать довольно крутовасенький подъём, как мы пересекаемся с группой, приехавшей к тому же слиянию рек, на двух машинах. Буханка, полная людей и машина поменьше. Я, наполовину в шутку, на две трети всерьёз, подстрекательно подбадриваю себя и наших:

— Кто первый придёт на озеро, получит лучшие стоянки!

Народу на маршруте хватает!

Мы вырываемся вперёд, хоть мои ноги после недавней травмы (гвоздём пробил одну стопу) совершенно не расхожены. Группа «в полосатых купальниках» то наступает нам на пятки, то даже вырывается вперёд.

На финальном подъёме к нижнему озеру мы поняли причину, почему половина из той группы идёт налегке! Они читеры! Коммерческая заброска лагеря на лошадях. Сначала мы видим гружёных лошадей, идущих наверх. Потом моя соседка по тропе ноет своей подруге:

— Пусть лошади вернутся и отвезут нас наверх! Я больше не могу.

Чес-слово, без задней мысли я, первым делом, подумал о шутке. И даже подыграл, мол и меня! И меня! Возьмите на лошадь и меня, я тоже дохну 🙂

… но это была не шутка. Местный на лощади, с пустыми лошадьми на привязи, спускался, чтобы подтянуть отстающих.

Лагерь «лошадников» на нижнем озере Гитче-Кёль

И да, я не абы какой прокачанный турист. И группа наша без претензий на спортивные достижения. Мы больше спецы в покайфовать от вида и достижений на нашем уровне. Но я горд, что мы уделали читеров с лошадьми. Палатки разбивали почти одновременно. Мы на огромном и красивом Уллукёль. Они — ниже на 200 метров, у Гитчекёль.

Тропа к обоим озёрам очень уверенная, упустить её почти невозможно. Идёт по левому (орографически) берегу Кичкинакола. Лошадь, опять таки, проходит до нижнего озера и, видимо буксует на взлёте перед верхним озером. Высотный профиль тропы состоит из начального резкого набора, довольно продолжительного выполаживания (порой со взлётами) и пары серьёзных взлётов у озёр. Общий набор от точки старта до верхнего озера ~1200 метров. Если мерить высотками. то 400 этажей 🙂

Пиво в горах?

Впервые в современной истории, к озеру и веселью мы пришли подготовленными не только хорошим настроением НАКОНЕЦ-ТО разбитого лагеря, но и чуть ли не пятью банками разного вкусного пива. Обычно тащить воду к озеру не в наших правилах. Но, недавно появился у меня знакомый пивовар. Я родителям привёз ящик его вкусного эля. И мы не смогли удержаться, не захватить по банке-две вкусняшки.

… вот от этих пол кило — кило, стопудово, ноги у меня и ныли весь вечер 🙂

Водопад из Уллукёль. Финальный взлёт 200м на сегодня

Тропа огибает нижнее озеро. Мы было думали уже становиться на отдых, так и не поднявшись к Уллукёль. Ибо были крепко вымотаны. Но идею поставить наш лагерь рядом с кучей читеров-туристов, их лошадьми и недалеко пасущимися коровами не принял никто из нашей группы.

Ещё был план устроить перекус у водопада, да пойти наверх. Но погода не дала. Точнее, не было уверенности, что дождь не пойдёт. Какая-то мрачная «не дождевая», со слов мамы, туча, угрожающе висела наверху ущелья . Так что, собрали волю в кулак (мама помогла, она на такое мастер), двинули эти несчастные 200 метров наверх к Уллукёль. Дождь так и не пошёл. И хорошо!

Лагерь на берегу озера Уллукёль

Наш лагерь состоял из одной палатки Alexika Zamok 4, аж четырнадцатилетней выдержки. Палатака выше всех похвал. Просторный тамбур, разные фички, типа въезда для велосипеда, кармашков, подвеса посредине, вентиляций. Чудо, а не вещь! Я нёс полог и дуги с колышками. Отец — остальную часть палатки.

Однако, на озере мы были не одни! И речь не только о 5+ палатках на другой стороне. Но и о чём-то жутком, дьявольски рогатом и бородатом! 🙂

Внутри «Замка»

Как водится, скрываясь от довольно заметного ветра, мы пол вечера тусовались в палатке. Поели, попили, картишки раскинули. И, когда счёт в «Козла» уже подходил к неприятным для нас с Виктором 12:2, слышим какое-то резкое «ме!». Я было подумал, что Витька окозлился и запел. Тот, наверное, подумал тоже на меня :). Оказалось, к нашему лагерю подошли аж 4 горных козла. Любители дешёвой соли! 🙂

Горный козёл на Уллукёль

Четыре козла против четырёх туристов. Победила … дружба 🙂
Мы выползли из палатки и наслаждались видами, фотографировали округу. Я присматривал северо-запад для фото и визуальных наблюдений яркой кометы этого лета Neowise. Хоть небо пока и не располагало к наблюдениям.

Кометы в этот вечер мы не дождались. Ноги отваливались, облака уходить не хотели. Так что в 21ч уже все вырубились. Но к трём часам ночи я случайно выполз из палатки. О боги! Какое ОФИГИТЕЛЬНОЕ небо на высоте 2800 метров над уровнем моря в новолуние. Это я говорю как астроном любитель со стажем. Альдебаран слепил глаз, Млечный Путь освещал озеро и нашу палатку. Класссс! Вот где нужно ставить обсерваторию!

День второй. Воскресенье

Традиционный групповой селфи. На фоне озера Уллукёль в этот раз

В пять утра мы были на ногах. А в 6.30 на маршруте! Финальные взгляды на озеро, по мере ухода от него наверх. Сегодня 200+ метров подъёма до пер. Уллукёль восточный. Категория перевала 1Б, то есть не самый простой, но проходится без верёвок. Именно, как нам нравится.

Озеро Уллукёль, 2800 метров над уровнем моря. Само почти как море!
… оно же, вид с точки повыше
Подъём в сторону пер. Уллукёль восточный по снежнику

Жаль, в этот раз, не удалось искупаться в озере. Но впереди ещё походы, реки и озёра, водопады и теснины. Поднимаемся к перевалу.

Мама обошла снежник и уже на перевале

Нам повезло. Перед нами прошла небольшая группа из двух продвинутых туристов. Те набили себе (и нам) ступени на козырьке под перевалом. Предперевальный взлёт достаточно крутой и, из-за тающего снежника, весьма подвижный. Козырёк можно и обойти. Мама так и сделала. Но раз есть ступеньки, мне не терпелось ими воспользоваться.

… я бы руку подал, но кто бы сделал такой классный кадр? 🙂

На перевале очень красиво! Жаль я был крепко измотан и не отснял круговую панораму. Но есть короткое видео!

Спуск вниз к Махару по хребту. Мимо остаточного озера (без видимых притоков, скорей всего, скоро скиснет).

Не заходя на озеро, сразу уходим направо к кошу. Тропа хорошо читаема. Жара и мухи. Три пересекающих тропу ручья. Ноги ноют после вчерашнего подъёма. Ноги ноют из-за сегодняшнего спуска. А у меня ещё «гвоздь в ноге» (не до конца зажившая дыра в ступне)… Стоит неудачно наступить на какой-нить корень или камень, как сразу БОЛЬ..!

Ущелье реки Махар

Ущелье Махар красиво по-своему. Гордо уходящая в Грузию полумиллионовольтная линия электропередач не портит впечатление. Но добавляет колорит. Техноконтраст, так сказать.

Лесовозные дороги, ущелье Махар

Человеки здесь побывали, это увы, видно невооружённым взглядом. Лесоразработка, сеть лесовозных дорог. ЛЭП та самая, крупная дорога вдоль реки.

Горный луг с разнотравием и цветами

Путь вниз не очень примечательный. Разве что, очень понравился луг с разнообразными полевыми цветами. Очень повезло, что соседнее стадо баранов (в прямом смысле — стадо баранов) не сожрало этот луг под ноль.

Пока мы спускались, встретили группку туристов налегке. Туристы и туристы, ничего примечательного… кроме автоматчика с ними. Погранец? «Лесной брат»? Не стали вникать, по-быстрому спустились до коша. Там лошади и собаки. С ними проще договориться.
Молодой пастух сказал, что одну собаку, чуть нервную из-за щенков, он привязал. А вторая, мол, подойдёт и обнюхает. Не опасная она.
… однако, рекомендовал обойти кош снизу 🙂

«Шишкин лес» в лесу под кошем

Мы глянули по maps.me. От коша идёт обозначенная тропа вниз. По совету пастуха, обошли кош по ельнику. Шишек там…. целый шишкин лес! Не без своего чудища-юдища, заодно.

Чудо-юдо в лесу под кошем

Но я уже насмотрелся на лес, живя в КрасноКрае. Мне обзор нужен! Я терпеть не могу идти и видеть только соседние деревья.

Сверхуверенная тропа (а со слов пастуха — ДОРОГА), петляя на краю леса, подошла к ручью (довольно бурной речке) Трёхозёрному. И по нему мы и спускались до Махара. Спуск очень крутой. Пыльный, жаркий. Тем приятней было искупаться в относительно тёплом Махаре.

Купание в реке Махар после спуска с Уллукёль

Там же устроили днёвку. Нашли даже в рюкзаке, о чудо, свою банку недопитого эля. И двинули вниз.

Примерно через километр по грунтовке вниз, стоит пограничная застава. Одинокий вояка выбежал, лишь когда мы уже искали бреши в границе. Спросил кто, да куда мы. Доки не глянул, мол вы всё равно валите вниз. Вот и валите.

На сим, собственно и всё. 9 км до машины меня подвезли на перекладных. А я уже, на машине, вернулся к своим.

Итог — крайне положительные пара дней в Горах. С великолепным видом, в хорошей компании. С тренировкой перед Большим Походом 2020 года.

комментариев: 10

1. Андрей:

Красочный отчет — как будто сам с вами там побывал)

1. mo:

Спасибо! Я как раз старался показать дух мероприятия. Весело и, хоть местами зайобисто, по факту СУПЕР КЛАСССНО!!!!

2. Борис:

Тоже с интересом прочитал. Какие красочные пейзажи на фотографиях. Вода, земля, горы и небоооооооооо!

2. Нина Милантьева:

Очень красивые места, впечатлений масса. Совестно правда, что сын с больной и натруженной ногой возил нас с ветерком по грунтовкам и в горы и обратно в Пятигорск, а потом и домой в Краснодар. А мы оттягивались с пивом. Спасибо сынуля!

1. mo:

Сын, С УДОВОЛЬСТВИЕМ (и больной ногой) возил вас!
      До встречи вечером 6 августа! Будет у тебя в следующем походе ДВА сына сразу 🙂

3. Абрам Дюрсо:

Тема пива раскрыта не полностью. Наверное, брали под закуску из озера? Но удочки не видны на фото, значит это был неспортивный лов.

1. mo:

Удочки были! Сам видел двух местных с собакой-овчаркой и удочками! 🙂