Меню

Разведка боем — Чегемское ущелье

Я  много слышал о Чегеме и его водопадах. Но как-то обрывочно и … почему-то представлял его где-то то ли в Казахстане, то ли аж в Тибете 🙂

И тут, давеча, разглядывая карту центрального Квказа, близ ещё не посещённой мною Безенгийской стены, смотрю — Чегем. Вот те на. А локоть-то оказывается близко! Да настолько близко, что можно и укусить его! И почему, спрашивается, мы там ещё не были? Срочно… срочно исправлять это досадное недоразумение!

В 2017м году случилось так, что на 1 сентября совпало аж три праздника. Самый важный из них, конечно же, это день рождения моего отца. Угораздило ж его родиться именно в первый день первого осеннего месяца. На стыке жаркого лета и прохладной осени, в день, когда всех учащихся непреодолимо тянет учиться. На сдачу к основному празднику шли не менее для кого-то значимые Курбан-Байрам и тот самый день знаний.

А раз в этот день собралась такая необычная солянка праздников, то мы взяли именинника, взяли первокласника и отвезли их поглубже в мусульманский мир. О нет, не в Ирак, лишь в город Мёртвых, что близ Эль-Тюбю в Чегемском ущелье. Небольшое видео о поездке, снятое отцом:

Ущелье очень понравилось и мы обязательно туда ещё вернёмся походить пешком. О достопримечательностях ущелья в интернете написано немало и я не буду повторяться. Лишь покажу несколько лучших фотографий с кратким описанием:

Так как в этот раз из-за моей ноги и плохого прогноза, мы нацеливались на автотуризм, то особое внимание уделили авто. Ничего особенного, но дырку в колесе нашли и устранили.

На этом «баксанском круге» обычно мы едем направо. Обычно попадаем в баксанское ущелье, откуда в Терскол и дальше на горнолыжные склоны Эльбруса. Я впервые проехал прямо. Родители-то уже были там много раз. Доехав до населённого пункта Чегем, повернули направо и скоро асфальт закончился.

Впрочем, асфальт скоро начался опять. Сами водопады не так впечатлили меня, как ущелье и теснина, по которой проходит дорога. Очень тесно и красиво. А сверху летают похожие на орлов птицы.

Сразу за водопадами асфальт опять заканчивается. Через примерно 15 км расположен хорошо известный в узких кругах парапланеристов лагерь с какими-то уникальными воздушными потоками. Я не парапланерист, лишь разок летал с инструктором, но идея мне нравится. Впрочем, не парапланный парк был нашей целью, ибо под Пятигорском есть не менее раскрученное парапланное место — посёлок Юца и горка рядом с ним. Однако, это неплохой ориентир — парапланы мы заметили издалека. А вот и развилка к ним.

Судя по прочитанной мною на днях агитке, над селом (а почему не аулом?) Эль-Тюбю всегда ясное небо и «время там остановилось» (дословно). Я не шибко разбираюсь в вуду и остальных балкарских метеорологических методиках, но факт. Именно над Эль-Тюбю и только там мы видели потрясающе синее небо. Связано ли это с вертикальными воздушными потоками, которые приглянулись местным птицам и парапланеристам или же и правда, какая-то метафизика — решать каждому для себя. Я больше верю в причудливые отражения постоянных ветров от местных, очень красивых, скал.

В пятницу, 1 сентября, мы хотели проехать так далеко, как получится. Так что особо красотами не любовались и, издалека увидев город мёртвых, наметили его поещение на завтра. Сегодня же едем дальше — в село Булунгу. Ну никак не «рифмуется» у меня слово «село» с местными названиями. Видать, это наследие советских времён — называть аулы, кишлаки и станицы сёлами и посёлками.

Булунгу, кстати, не суть, будь она селом или аулом, но достаточно большое поселение. Туда проведён газ и электричество, на въезде большая строящаяся мечеть. На территории аула мы насчитали аж шесть кладбищ! За посёлком домик погранцов и дорога перекрыта для всех, у кого нет пропуска. Летает большой МЧСовский вертолёт. Ми-8. как мне показалось. Но я не сильно в них шарю.

Не желая уродовать отличный автомобиль MMC Airtrek, мы не очень-то углубились в ущелье на машине. А моя нога не дала пройти дальше пёхом. Конечно, мы могли бы найти виды и получше, но быстро набежавший на нас тотальный туман, точнее опустившаяся туча, не оставляла ни выбора, ни шанса увидеть какой-то вид, кроме соседа, палатки и стола. Им и занялись.

Переночевали под грозой с ливнем то сильнее, то слабее, и на утро продолжили культур-мультур программу. Пересчитав кладбища в Булунгу, двинули вниз, к Эль-Тюбю и городу мёртвых. Очень впечатлили меня, опять таки, не сооружения 13-17 века, а огромные Горы, нависающие над посёлком. Аж захотелось научиться по ним карабкаться. Со страховкой, конечно.

Поднимаемся к могильникам, буквально из-под ног огромная птица. Пока не идентифицировал её точно, но так близко «орла» в жизни не видел! Первые три фотки одна птица, последняя фотка — другая, выше и дальше первой.

Сооружения интересные. Мы снимали их так и этак, за малым не залезали внутрь этих «аля-дольменов». Издалека, из-за оштукатуренных стен, кажется, что домики собраны из огромных блоков. Но нет, просто много камней аккуратно уложены и выравнены снаружи. Интересно, что вместо цемента использовали?

В Эль-Тюбю, больше, чем эти древние развалины, мне понравилось современное начинание — возведённая стена и стройка музея Кайсына Кулиева — балкарского поэта, родившегося ровно век назад. Стометровая стена вдоль дороги (похоже на забор, только за ним ничего нет) с плитами, на них стихи, преимущественно.

На обратном пути мы вновь полюбовались красотами чегемской теснины и одноимённых водопадов. Там иначе не проедешь. Плюс заехали посмотреть на так называемый, малый чегемский водопад. Он в стороне от главной дороги. Поворот у заметного указателя, мимо не проедешь. Красивый водопад, я залез почти что под него.

Ну и дальше домой. Мелкому не нравится долго ехать. Но уж так получилось, что живём мы и вовсе в 600+ км от Чегема.