Меню

Большой Поход 2015. Дамхурц — Архыз

7 дней пешком по Горам или Траверс Гобляндии

Лучше Гор могут быть только Горы…
на которых ещё не бывал (С) В. Высоцкий

Честно сказать, я в детстве никогда не любил творчество Высоцкого. Ещё честнее сказать, я и Горы тогда не понимал. Походы, навязанные мне родителями ненавидел и считал дни до возврата «на землю». Дома у меня был, пусть и слабый, но компьютер – моё сильнейшее на тот момент увлечение. А тут надо куда-то переть, да ещё тащить на себе рюкзак. Максимальный кошмар подростка – предки тянут его в свои взрослые непонятные ништяки, отвлекая от своих подростковых понятных!

Именно в подростковом возрасте, лет так этак в 15, я с родителями и шестилетним братом попадаю в такую жооопппппу, да ещё и помноженную в разы юношеским максимализмом, что тогда на полном серьёзе считаю, что из похода мы могли бы и не выйти. Могли никогда не вернуться домой, погрязнув в прохождении криволесья со скоростью 5 километров в день. Да, сейчас я понимаю, что это уж вряд ли. Выбрались бы. Но тогда я был уверен, что был на волосок от смерти и … быть может факт того, что я прошёл испытание, а может быть я просто повзрослел, но теперь меня за уши не оторвать от Гор, о которых я пишу только с большой буквы. Творчество Владимира Семёновича я теперь не только «приемлю», но и очень даже уважаю и наслаждаюсь им! 🙂

Я вспомнил тот поход, почти четвертьвековой давности, не только как предполагаемую отправную точки моей любви к Горам, но и как напрямую связанный с Большим Походом этого года. Поход, на самом деле, не такой уж и большой, но это скорей устоявшийся в нашей семье термин. В сезон мы ходим несколько ПВД (походов выходного дня) и в один Большой Поход, длящийся обычно 5…10 дней. Вспомнил я тот не шибко удачный поход ещё и потому, что тогда мы придумали термин, коим активно пользуемся до сих пор. Если перед собой мы видим «условно непроходимые джунгли в Горах», мы зовём их Гобляндией. На то есть причины, вдаваться в которые сейчас не хочу. Просто чуть пояснил термин «Гобляндия». Этот поход для меня был образцом прохождения Гобляндии :). Гобляндия вниз? Легко! Гобляндия, то есть низкое криволесье с буреломом и камнями, заросшее кустарником, наверх? Запросто! Кто-то придумает что-то новое? И это запросто – Гобляндия вбок или траверс Гобляндии! Именно так я и решил озаглавить рассказ о Большом Походе 2015-го.

Траверс Гобляндии

До похода я т-а-а-а-к знатно упахался на работе, что был готов неделю лежать на диване и плевать в потолок, лузгая семечки. Я устал морально, мало спал, устал физически, проехав 5 тыщ км на авто и отлетав сотню вылетов на коптере. Слава Богам, что момент отчаянной необходимости в отдыхе совпал с временем начала Большого Похода 2015… да и дивана у меня дома нет – не заработал ещё. Именно поэтому я поинтересовался у отца только составом участников похода, но не маршрутом. Не было сил изучать карты, искать и читать сказки (описания перевалов и подходов к ним), отсматривать десятки фоток, замечая «особые приметы» мест предстоящего похода. Так что, за день до моего дня рождения, я набил рюкзак ништяками по моему «списку что взять в серьёзный поход», сел в своё колхозное аффто (ВАЗ 2104) и двинул из дома, что в Краснодарском крае, в дом к родителям, что в Пятигорске. Тут недалеко, рукой подать, лишь пол тыщи километров или 7..8 часов пути.

Мой расчёт наслаждаться процессом и видами, а не вдаваться в детали маршрута оправдался на все 115%! Встретив очередную Гобляндию в походе я с удовольствием нырял в «непроходимый» лес. С интересом лез на скалы без верёвки, шёл вперёд, зная лишь направление, не имея ни малейшего намёка на тропу. Вот только тапки мои были настроены иначе и подошва правого начала отлетать в первый день, окончательно отслоившись в пятый. Что ж, не все умеют отдыхать душой в условиях сильнейшей физической нагрузки :). Бездушные тапки! Теперь новые покупать…

Как не вдавался я в маршрут до похода, так и описание похода будет эмоциональное, а не чёткое «из пункта Ад в пункт Бэд». Кому интересны факты, названия перевалов и посещённых мест, их неплохо описал мой отец на своём сайте: http://kavtrans.ru/Medvezhij_ugol_Damkhurtca_2015.php

Первый день похода для меня был важен из-за многого. 8 августа — это и мой день рождения. Я встретился с родителями и знакомыми, начал проводить отпуска, да очередной небольшой период жизни вне информационного кошмара современности. В походе мобила не ловит, ноутбук не работает, программирование не лезет в голову. Я, ввиду специфики работы веб-программистом, очевидно «переел» компьютера и интернета и меня передёргивало в горах от раций, навигаторов, телефонов… Первый день ещё обычно тяжёлый физически из-за адаптации к новым условиям, в которых предстоит прожить недельку. И всё же, тяжесть эта приятна.

Как обычно, радость общения со старыми знакомыми – участниками похода, начинается ещё по пути из дома к месту пешего старта. Нынче модно употреблять американизмы даже там, где можно обойтись без них. Доставку тушки к месту начала похода модно называть «трансфёром». В роли трансфёрщика в этот раз выступала жёлтая полноприводная ГАЗель с приятным в общении молодым водителем Валентином. Цены гуманные, подход к плохой дороге — хороший, к шуму в салоне толерантный. Находка, а не водитель. Я б тут же дал его номер телефона, да не записал его. Я в поход хожу без мобилы. Это и 100г экономии веса, и, что куда важнее, отдых для уставшего задёрганными ритмом жизни мозга.

Едем, пиво пьём, чуть ли не песни поём. Общаемся. Погода хорошая, дорога … красивая. От Псемёна, кажись, начинается 40 км горной дороги. Местами это неплохая гравийка, но чаще каменюки от огромных до приемлемых. Валентин уверенно давит газ, я же стараюсь поменьше стучаться головой о стенки ГАЗели. У меня по пути, вроде бы, ничего не отвалилось. У машины же оторвало передний-правый амортизатор. Впрочем, наших затрат – 10 минут откручивания одной гайки и выкидывания сломанной детали. Валентин же и вовсе не расстроился, говорит что по таким дорогам он ездит часто и мол амортизаторы – это расходники. Ляпота! Где ж номер телефона этого человека…? Да пребудет с ним сила 🙂

Приехали в Дамхурц. Чуток похавали, да пиво допили – не тащить же его наверх, на 95% состоящего из воды. Рюкзак на спину и попёрли… Честно скажу, до первого привала я не то что бы чуть не помер, однако на полном серьёзе не понимал, как я выдержу такой бодрый ритм ещё 5..7 дней предстоящего похода. Рюкзак ещё тяжеленный – из него ничего не съели и не выпили, ноги ещё не расхожены, пиво в виде пота выступает на лице, голове, спине, груди и, наверняка где-то ещё. Идём мы с мамой, как обычно, последние. Мама моя очень выносливая, я вроде тоже не слизень, хоть и не раскачанный кабан. Однако, нам комфортно идти в таком ритме – заключительными. Меж собой мы часто шутим, что мол я-то с фотоаппаратом, а мама травы для чая собирает – вот мол и отстаём. А сами болтаем о том – о сём. Благо есть что обсудить. И брат мой недавно женился, и у меня «в поместье» новостей поднакопилось. Да и в Пятигорске у родителей жизнь не стоит на месте.

Привал. Отдых. Рюкзак долой и всеми мыслями к ручью! Лицо умыл, воды попил. Ещё умыл. Ещё попил. Попить ещё? Да!

Есть один напиток, лучше которого я пока в жизни ничего не пробовал. Он ошеломительно приятен, он полезен и волшебно чист. Да-да, это вода из ручья после часа пешего хода под рюкзаком. Если б я мог, я бы, наверное чувствовал, как пиво в организме заменяется cristal clear (*кристально чистой) водой, как ненужные мне сейчас соли вымываются с лица и как силы наполняют меня. Но нет, я в это всё не верю, чувствую только то, что могу потрогать. И всё же, все смурные мысли типа «о что, если я не дойду», остаются на первом привале. А мы идём дальше. На сегодня наши корифеи напланировали 18 км по дороге с небольшим набором и небольшими качелями (то есть то набор, то спуск, то вновь набор высоты).

Я б пофоткал погранцов (эта фотка служивого сделана в другой день в другом месте Похода). Да, вроде как, это то ли запрещено, то ли не рекомендуется. Честно сказать, выяснять это не охота, да и усталость первого дня меня больше располагала к отдыху в уютной беседке близ заставы погранцов, чем к выяснению что там можно, а чего делать нельзя. Отец, правда, чуть «нарывался», выясняя можно ли подойти ну… метров на 400 к границе. А на 300? А на 200? Оказалось, что погранец мало что знает и у нас узнал, что можно подходить не ближе ста метров.

Почти час дядька в зелёном записывал наши данные к себе в тетрадку. Потому он ещё пытал Витьку, избранного нами «козлом отпущения» на предмет нашего точного маршрута, дат прибытия в ту или иную точку, особых примет нашего коллектива и т.п., и т.д. Однозначно, данные эти не секретные и в меру наших собственных знаний о предстоящем маршруте, были сообщены представителю власти. Нам не жалко. А ему приятно. Хоть дядька и удивил нас столь пристальным интересом к восьми туристам и их маленькой собачке.

Первая ночёвка. Место на твёрдые 4 балла! Стоянка лесорубов-лесогубов. К сожалению, ничего более подходящего к вечеру тяжёлого дня мы сходу не нашли. Нет, место хорошее. Но мусор этой цивилизации всё дальше проникает в нетронутые уголки планеты. Впрочем, вместе с мусором в кустах мы получили неплохой стол, пару скамеек и две таблетки «сухого спирта». Так что не фейерверк, но пара свечей на столе на мой день рождения были :). Была и уже традиционная консерва сайры, были и поздравления в отличном месте.

День второй начался хорошо. Нам предстояло подняться на 1 б, если не ошибаюсь, перевал. Ах да, ещё до него надо было дойти. С набором высоты метров так этак 800. Вроде как, ничего особенного. Турист, идя по тропе, набирает в час в среднем 250…350 метров высоты. С утра делим одно на другое, выходит, что к обеду уже разобьём палатку и будем оттягиваться.

«Впереди халявный день!», — слышится от корифеев. Мы дружно поддерживаем эту позитивную мысль и …

… и впарываемся в ту самую «нами любимую Гобляндию». Я не то, чтобы спокоен, мне даже нравится такой расклад. Никто никуда не бежит, кто-то тихо матюкается и все не спеша прут наверх, прорываясь сквозь низкое криволесье, да пытаясь обойти очередной скальный сброс. Есть время поразмыслить, есть возможность поднять голову, оглядеться и насладиться окружающей грандиозностью, великолепием, вечностью места. Ещё десяток метров наверх и налево…

«Нет, надо чуть спуститься, тут скала, не пройти», — слышу спереди.

Ободрительно! Офигительно! Ведь я-то ещё не успел подняться, мне и спускаться не нужно :). «Оптимизм и за могилой», не иначе как.

Скалу обошли, лес тоже закончился. Высота уже набрана приличная, но и пройти ещё немало – Гобляндия так легко не даётся. Хорошо, если удаётся набрать 100 метров в час. Чаще куда меньше. Припадаем к найденному ручью — источнику живительной влаги, пять минут перерыва и вновь наверх. Как говорится: «Helicopter niht, пошли» (*цензура не пропустила весь колорит этой фразы). Ну мы и идём. Ползём, точнее сказать, так как уклон становится очень заметным. Нам бы пойти чуть левее, но перевал ведь там (взмах рукой), а тренд похода – идти напрямик! Вот и взбираемся на гребень вместо того, чтобы обойти его низом в лоб, без этого левого траверса по крутяку.

У замыкающего есть преимущество. Я никому из наших не сброшу камень на голову. А больше тут, вроде как, никого и нет. Так что тот огромный каменюка с пол моего роста, который не должен был никуда уходить ещё лет стопятьсот, полетел в пропасть без крика «камень!», без травм, без срыва Похода. Красиво полетел. Мы с мамой переглянулись, читая мысли друг-друга:

«Ну нифига себе…!»

«Да уж, хорошо что не на меня!»

Переглянулись, присвистнули и сползли налево на зеленку. Подальше от осыпи и небольшого, но коварного кулуара. Поползли дальше, хватаясь за рододендрон. Вовка и мой отец не успели перейти, поднялись выше «зелёного мостика» и оказались отрезанными от нас «условно непроходимой» сыпухой, продолжая сыпать друг на друга… пока что камнями, не матюки.

«Переходите к нам!», — говорили мы им, — «тут идти удобней».

«Не можем, тут не пройти», — отвечали они и лезли всё выше и выше.

Впрочем, это не долина Кызгыча 1990-го года выпуска, нет ни намёка на отчаяние и нет огромного количества километров впереди. Лишь небольшая сыпуха, да пройденная недавно Гобляндия. Она, к слову сказать, Гобляндия эта, подкосила меня и Самого Крепкого Парня нашего похода – бывшего альпиниста, заводилу, организатора, видеооператора и прокладывателя этого маршрута – Виктора Курдова. Бормоча непристойности себе под нос, Витя вслух высказал мысль идти к снежнику в поисках воды. Запасы у всех давно на исходе, а судя по барометру в часах моей мамы, до перевала нам вовсе не «рукой подать». Нужна подзарядка. Нужна вода или, хотя бы, снег.

Мысль эта всем понравилась и мы пошли на снежник, где неплохо оттянулись на скудном снеге огненного августа 2015-го. Чай из снега. Вода из снега. Вовчик так просто хавал снег ложкой. Я тоже не отставал, вырыв ямку поглубже, пытался кружкой добыть снег почище. Добывал и фасовал по бутылкам. Было стойкое подозрение, что дальше с водой вряд ли будет лучше. Скорей всего, снежника больше не будет, а ручьи близ перевала и вовсе редкость. С тех пор я почти всегда таскал с собой поллитру самого вкусного в мире напитка — воды. На следующем перевале даже успел из-за этого прослыть запасливым.

Наша мелкая собачка Тася, породы «почти альпийский терьер» со своими короткими лапками устала не меньше большого и сильного дядьки Курдова. Но, в отличии от людей, морально-волевыми качествами эта китайская хохлатая обладала в заметно меньшей мере. К тому же, маме часто бывало жаль те самые короткие лапки и Тася порой водружала 8 кило своего веса то маме на руку, то на шею. В этой жаре и своей шубе из собачьей шерсти наш четвероногий друг искал любую тень и, найдя её, очень не хотел покидать.

Однако, практически без приключений, лишь знатно захекавшись на простом подъёме, мы поднялись на перевал! Основательно меня вытрясла Гобляндия. Так сильно я устал, что глядя в камеру, на вопрос: «что вы думаете об этом перевале», я не колеблясь сменил его категорию с 1-бэ на 1-жэ. Потому как это было полное Жэ, хоть и не требовавшее верёвок. Поэтому 1, а не 2 категория. А впереди, лишь в трёх сотнях метров вниз, манило великолепное озеро. Которое, к тому же, по общему и единодушному согласию, являлось конечной точкой нашего сегодняшнего маршрута.

Восхождение на перевал чем-то сродни сексу 🙂 (*не моё сравнение, мама придумала). Знатно упахавшись ты получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие от простых вещей. Чистая вода внутрь; великолепный панорамный вид на перевале; возможность полежать неподвижно на туристическом коврике, после погружения в ледяную воду озера; гречка с тушёнкой на привале, да там же ранее разведённый и охлаждённый спирт с водой и томатной пастой, лимонной кислотой и сахаром; чай, ещё раз чай, если газа не жалко; колбаса и лук; общение в приятном месте на приятные темы с приятными людьми. В месте, где нет мыслей о суете городской жизни, нет мобил и компов, нет вечно недовольного работодателя и нет зияющей дыры в бюджете; где машина не ломается; дети не болеют и не нужно думать как жить дальше. Нужно просто жить, пребывая в нирване с собой, с окружающей Землёй, нашей средних размеров Галактикой, да и всей вселенной.

В эту ночь я позволил себе выпить побольше, да лечь спать попозже. О чём жалел всю первую половину третьего дня похода.

Хорошо, что «у лошади голова большая, пусть она думает». Хорошо, что я не организатор похода и мог спокойно наслаждаться улучшающимся с каждым шагом самочувствием. Вот есть дядька Витька Курдов, вот отец. «Бивни», одним словом. А моё дело маленькое – знай себе наслаждайся окружением, отдыхай душой, напрягая тело, выводи вчерашние токсины ускорившимся метаболизмом третьего дня похода.

Жара. Идём вниз. Конечно же, только для того, чтобы подняться наверх. Вниз порой хочется на параплане спуститься. Уж больно обидно набирать-набирать высоту, а потом бац … и в бешеном темпе, то по качающимся камням, то на жо по траве, то пробираясь в Гобляндии, спускаться в долину к реке. А порой хочется чтобы появился подвесной мост от этого перевала воооооон к тому, куда мы идём. Но чтобы на ветру не сильно качался :).

Я уже говорил про жару? Скажу о ней ещё раз. Этот поход был вторым в моей жизни, когда я за-зря проносил с собой дождевик. И я, честно сказать, в восторге от такой погоды! Сейчас я переехал в Краснодарский край, где +40°С не редкость, а обычная летняя погода. И понял я, что жару я люблю, я её обожаю, я купаюсь в ней. Конечно же, при этом я сижу «на работе» (*я дома работаю) в своём кабинете в трусах, а не в пиджаке с галстуком, как делал это раньше в пыльном мАсковском офисе. Жара нравится мне на берегу моря, жара неплохо переносится в едущей машине с распахнутыми окнами и … другие уловки порой применяются.

Походы же в кавказских горах обычно проходили по ежедневному погодному графику:

• ночью звёзды, но до них нет дела – ты устал и спишь;
  • утром ясно и свежо. Свежо так, что тебе не до «ясно»;
  • днём .. начинает затягивать и …;
  • … и в 3..4 часа дня ливанёт так, что успевай только воду из ботинок вычерпывать, да думать хорошо ли ты уложил вещи в 2..3 полиэтиленовых мешка или вдруг один мешок чуть приоткрылся и спать будешь в болоте.

А тут на тебе, просто праздник какой-то! Жара! Жара несусветная. Жара иссушающая. Так что я, прослывший запасливым, всегда ношу с собой поллитру наилучшего горного напитка – воды. Ещё у меня есть колбаса, орешки, паштет, лук, сыр, да позапрошлогодние испорченные мини-сникерсы :). Взял их в поход в надежде съесть на одном из перевалов, да оказалось, что те скисли за 2+ года хранения в рюкзаке. Я почему-то был на сто процентов уверен, что там одна химия и совершенно нечему портиться.

Жара такая, что полчища мух, слепней и мошки кружатся вокруг нас. Искусали они нас, заразы, неслабо. И вот ползём мы наверх. Если не ошибаюсь, в тот день почти без Гобляндии. Да знай себе, отмахиваемся от мух. Игорю муха залетела в ухо, мы с ним чуть подотстали. На крутом склоне я пинцетом пытался достать животное из напарника. Собака-Таська, сидя у мамы на локте, ловко ловит мух, лязгая зубами. Все остальные туристы нашей банды, пребывая в подходящем для полчища мух запахе, уже чуть смирились и почти перестали отбиваться. Ползём наверх.

Мух было столько, что этот перевал, по аналогии с первым, я так же переквалифицировал. Назвал его 1мэ. Ибо мухи, сэр… 🙂

Перевалили. Кто б сомневался. А внизу озеро. Да такое красиво. Да с виду такое мокрое. Такое, наверняка, прохладное и манящее. И жара… жара… жара (С) Высоцкий, «Песня певца у микрофона». Озеро бодрящее. То, что нужно!

Наверняка, бабочки схавали нужные нитки из ботинков. А может время растворило клей. А может повлияло то, что я видел до похода, что подошва моего правого ботинка отходит и понадеялся на клей-момент. Влил его пол тюбика, как есть без очистки ботинка… для очистки совести. Лошара ми кантара. Вот моя правая тапка и развалилась. Теперь у меня в комнате на стене подошва висит. Всё, что осталось от двух неплохих ботинков Columbia.

Впрочем, началось не с моих тапок, а с ботинок Вадима. Он, говорят, проводил противоественные эксперименты со своей обувью до похода. То ли саморезы вкручивал, а на них какие-то шипы. То ли делал что-то ещё. Я сильно не вдавался в причины. Но видел последствия. Гобляндий, траверсов и каменных кулуаров мы наелись немало, «резина» горела у всех. И у кого «колёса» были слабы, эта слабость сразу же выявилась. Сначала у Вадима оторвалась подошва одного ботинка. Почти сразу же – второго. Он их подшил реп-шнуром, пробивая шилом подошвы. Держится! И выглядит модно. И моя правая тапка тоже есть захотела. Но ещё держалась и без подшивки. Ещё день держалась.

Мне кажется, перед тем как влезть в основную жо этого похода, а именно в Траверс Гобляндии, мы перекусили. Но могу ошибаться. Да и не так теперь это важно. Важно то, что встав после то ли привала, то ли обеда, я чувствовал в себе силы идти до самого вечера чуть ли не вприпрыжку. Рюкзак на этот третий день уже стал чуть легче. При этом, на удивление, не набрал воды – дождя-то не было. Так что сил дуром, погнали!

«Нам бы спуститься к реке, это метров 700 вниз», — сказали наши «бивни» и указали рукой «вон туда». 700 метров вниз? Да это лишь часа полтора бодрым шагом. Чего же мы ждём? Идём вниз, не наверх же, халява. Очередной халявный день, я так понимаю. И тут началось…

Ох уж это перемещение в Горах по азимуту :). Весело, конечно. Но чертовски жаль мой пенополиуритановый «туристический» коврик. Он же коремат, он же «пенка», он же то, что я могу на любом привале за секунду выдернуть из-под верёвок рюкзака и, кинув на землю, улечься отдохнуть. Ну, хотя бы, сесть, вытянув ноги. Пока я продирался через этот лес, мой коврик остался на какой-то ветке какой-то очередной карликовой берёзы.

Нет, не сам коврик жалко, конечно. Цены ему тыщи полторы рублей край, я думаю. Жаль, что дальше я потерял возможность полноценно отдыхать на привалах.

Судя по барометрам, кои засели аж в три девайса нашей команды, за час мы спустились лишь на 50 метров. 700 делим на 50, получаем, что вместо полутора-двух запланированных часов спуска, таким темпом у реки мы будем лишь к полуночи. Кроме того, Гобляндия очень выматывает физически. Даже вниз. Отдыхаем порой, но этот отдых чертовски неудобен, да и времени не так много – нужно спускаться, тут ночевать негде. Уклон, ветки, воды нет… ну, кроме запасов. Которые тоже не бесконечны.

Я кидаю в воздух мысль, что в ёлках нам будет проще – подлесок в хвойном лесе обычно куда скуднее, чем в лиственном. Мол нам бы вбок. К те-е-е-м вон ёлкам. А там уж вниз покатимся, только успевай метры вниз засекать многочисленными барометрами. Идея-то, вроде как очевидная. Вроде как правильная. И даже подхватили её. Да только представьте себе 35..45 градусов уклона, низкое криволесье, 100% отсутствие тропы и желание траверснуть сие безобразие. Ну.. метров 10 минут за пять. В целом, неплохо. Ещё 10 метров? Ну вааааще класс. О, а тут сыпуха и по ней, почему-то наверх. Тут стало понятно, как же сильно Гоблинские места меня вымотали. Преодолевая «не могу», не задумываясь над «не хочу», поднялся на десяток метров и по сыпухе ушёл за остальными вбок.

Встречаются в ельнике сложно проходимые места. Порой. Иногда. Не сравнить с постоянным «условно непроходимым» криволесьем. Спускаться по сухому хвойному лесу после Гобряндии приятно. Отдыхаем, сверяемся с барометрами, как-то без особого энтузиазма радуемся. Мол теперь 100 метров за час, есть шанс прийти к реке раньше полуночи часа на три. Фонарики у всех есть? Ну конечно же.

А потом каааак вчесали вниз :). И ещё до захода солнца были внизу.

«Внизу» оказалась ещё одна делянка лесогубов-браконьеров. Место для меня не шибко приятное, но выбирать уже не было сил. Да и не из чего. Все уже в отрубях и еле ходят. И люди, и звери…

Я про нашу собаку, конечно. Устала она, судя по её виду, смертельно. Устала с нами идти по кушерям, устала нервничать от очевидной близости медведя и, кто знает каких ещё зверей. Саня, единственный непьющий в команде, утверждает, что мишку утром он видел. Кто знает… Следы я видел, а МихалПотапыча, видать, проспал.

Впрочем, есть и плюсы в стоянке на малой высоте, да ещё и на заброшенной полянке-делянке лесогубов. «Мебель», присутствует, дрова для костра в достатке.

Я вот, честно сказать, не люблю готовить на костре. Оно понятно, я привык к походам на высоте в 2000м и выше. И будет ли там лес? Скорее нет, чем да. Рассчитывать на него не приходится, да и газ всё равно с собой. А «примусы», точнее горелки, сейчас ну просто офигенские. Регулируются плавно, почти ничего не весят, мощность адова, расход гуманный. Другое дело антураж и дополнительные литра два с половиной чая. Тут газовый баллон не победит костёр. Все мы из каменного века, как ни крути. Или из феодального замка? Любим смотреть на текущую воду, на горящее пламя, да на работающих за нас в отдалении людей.

Утром четвёртого дня собрались, размялись, перекусили, перешли речку. И двинули наверх.

Точнее, для начала прояснили ситуацию с тапками. Вадим сказал, что шнуровка не держит, что переть наверх ему интересно, но технически сложно. Вышло так, что умный в гору не пойдёт, что он её обойдёт. Мы наверх и там делаем пару перевалов, а он понизу и встретимся послезавтра вечером в Кислых. Раскинули картишки и, найдя вход в нами любимую и уже привычную Гобляндию, двинули наверх всемером. Плюс собака. Не одобряю. Любое разделение команды, даже по очевидным техническим предпосылкам, ведёт к напряжённости и повышению конфликности. Да и тревожно как-то «отпускать одного» дядьку в ботинках без подошв.

Первые метров 200 из запланированных 700 поднимались по Гобляндии. Помянуя вчерашний опыт сразу же зашли в хвойный лес. И это хорошо. Это правильно. Это гораздо лучше, чем берёзки, да орешник. Но беда в том, что ёлки нам попались огромные, но хилые. Местами они были и вовсе погибающие. Валежника масса, причём это не лежачая берёзка, это стволы ели, диаметром под метр. Её надо или обходить, или подлезать под ней, или перелезать над ней.

Лично я к тому моменту наелся Гобляндии в полный рост. Однако, встречающаяся то тут, то там малина отвлекала и вдохновляла идти дальше. Да, идя последним было время на малину. Первые-то пробивали тропу за меня. Спасибо им за это. В тот день от меня, боюсь, мало пользы было. Так хоть не вредил никому. И то хлеб. Мухи шли с нами, как мне казалось, с самого низа одни и те же. Как-то они меня не трогали – летали себе рядом, жужжа плотным роем. Или мне уже было пофик. Ну куснёт она меня за локоть до крови, ну так я ж не на локтях иду, пусть кушает. Ну прибью я её, так на её место ещё три придут. А вот лес этот дурацкий не по мне. Никакого вида, только уклон выдаёт, что мы в Горах.

Благо, вода была в достатке. Да и, из-за леса, не было жарко. Однако, был и момент удивления. Я таки думаю… допускаю… хочу верить :), что случайностей не бывает. И всё же, совершенно случайно, после двухсот метров подъёма пройденных наверх по валежнику, на одном из привалов раздаётся «так вот же тропа!».

Да ладно! Тропа? Откуда?

А чёрт его знает, откуда она взялась. Наверняка, шла в десяти метрах сбоку, тихо смеясь над нашими акробатическими этюдами. Но факт на лицо – отличная неплохо пробитая тропа и пара имён, вырезанных на коре дерева.

Дошли до озера. Странно тёплого озера. С головастиком. Поели наивкуснейших макарошек, да я попутно поупражнялся в скорняжном деле. Пятка подошвы правого ботинка отвалилась и предательски болталась. Удивительно, но такой простой трюк продлил жизнь ботинок почти на сутки.

А после «доширака» сил дуром. Я ж ещё колбаски нарезал. Витя ж ещё суджук достал. Луковица выкатилась из чьего-то рюкзака. Рай. Жаль чая не было. Ну и возникла идея сгонять налегке к верхнему озеру, что не совсем по пути, а чуть в стороне. Так что мы, два оператора, я со специализацией на фото, Курдов – на видео, скинули рюкзаки и двинули наверх.

Нет, ну без рюкзака, однозначно, идти легче. Минуты две легче. А потом так же тяжко, как и с ним. Удивительно, но факт. Бодро начав, завершали мы восхождение к озеру в нашем обычном темпе.

Полюбовавшись видами, двинули вниз. «На удивление», рюкзаки лежали себе на месте, никто их не забрал. Никто их не поднёс к месту. Пришлось одевать их на плече и догонять ушедших вперёд. И вот тут стало куда понятней, что без рюкзака было сильно легче.

Впрочем, настрой на привал и конец ходового дня у следующего озера, лично мне, придавал сил. Видимость цели бодрила и придавала сил. Тут я ещё увлёкся съёмкой достопримечательностей. Круги из камней. Скорей всего, ветрозащита останавливавшихся там некогда туристов, но может и остатки древних аценгуаров… знать бы ещё что это такое.

Ещё местная живность – кузнечики, в основном, поразила разнообразием и необычностью. Фоткал и рассматривал их, путь до озера незаметно сокращая.

Мы с Витькой, по его наводке опытного Горного пешехода, не пошли траверсом, как это сделала вся группа ушедших вперёд. Мы сильно упали вниз, потеряв немало высоты, а потом, повернув на 90 градусов налево, начали подъём к озеру. И, что меня безмерно удивило, мы догнали хвост давно ушедшей вперёд части нашей группы. Понял я, что мне ещё есть чему поучиться у опытных туристов.

Подошли мы к этому красивому озеру со снежником и зелёным островом в самый разгар пляжного сезона. Наши купались в воде, не желая выходить! Я и сам, скинув рюкзак, ещё раз пожалев, что нет со мной любимого коврика, переоделся в плавки, натёрся солнезащитным кремом и, одев шапочку для купания, зашёл в водоём и … обомлел.

Ну, я чуток стебусь в плане шапочки и крема. Но не в плане эмоций. Озеро было тёплым, практически горячим. Я нырнул. Нырнул ещё раз. Проплыл к центру – там глубже и холоднее. Вернулся. Купался и купался, не желая выходить.

Игорь снял часы и, положив их на камень под водой, через пяток минут изрёк «уже минуту показывают 22 градуса, значит тут около 21!».

Чёрт подери! 🙂 Озеро на высоте 2300м, с температурой воды 21 градус!? Да я на Чёрном Море при открытии сезона купался в 18. А в горные озёра, так и вовсе, привык нырять предварительно мысленно перекрестившись. Только туда и сразу обратно, без задержек на потереть грязные пятки, с желанием немедленно, в сию же секунду пулей вылететь из воды. Но не в этот раз. Накупался я от души, сняв усталость, приобретя неожиданную, невиданную уж сколько дней свежесть.

Ох и песен мы выпели в тот вечер. Ох и напитков выпили. Я, памятуя вчерашнее, больше пел, чем пил, а Вовка с Игорем жгли под относительно свежего Чижа… «За моим окном 18 берёз… я их сам считал, как считают ворон». Жгли до упора. С победной фразой утром: «а как я оказался в палатке?». Надо б, всё же, таскать с собой плеер. Невесть какой вес, а ощущения от хорошей песни в тему момента дорого стоят. «Хочется жить вечно, да где-то прогадал…».

Была даже высказана позитивная мысль оттянуться денёк на этом озере. Но, увы, массы её не поддержали. Да и, наверное, к лучшему это. Хорошее озеро, ничем не омрачены воспоминания о нём, пусть такими и остаётся. А то вдруг бы нам надоело хавать и отгонять мух, да мы б были не рады этой днёвке. Это как у того же Высоцкого в песне, порой лучше во-время уйти, оставив хорошее впечатление о себе.

И всё же, хотя бы лишний час отдыха утром пятого дня мы себе выбили. Вышли в 8:20, против обычных 7:20…7:30. Вышли и двинули наверх, к маячившему впереди перевалу Миронова. Он же Дружба, если не ошибаюсь. Я запомнил эти названия, вопреки желанию оставаться в неведении о маршруте, только из-за уважения к великолепному тёплому и красивому озеру.

На перевале нас застала морось. Я с небывалой быстротой и ловкостью, достав дождевик, надел его на рюкзак. Вспомнился срыв моего соло-вело-похода, вызванный притопшем при переправе через простой ручей спальнике. Впрочем, через десяток минут этот небольшой дождик ушёл от нас и более, несмотря на мрачные прогнозы на гисметео, не беспокоил нас более.

Нетипичная жара продолжалась. И видно было, что до нас она стоит уже не первую неделю. Одно озеро по ту сторону перевала пропало без вести. Второе – на грани исчезновения. И это озеро не исключение, а скорее правило. Температура озёр растёт, уровень падает. Вот несколько фоток озёр. Слева фото озера у перевала Миронова, по центру и справа – другие озёра, встреченные в этом походе. Озёра разные, но симптом схожий – сильное падение уровня воды за малое время.

От озера заметное падение вниз к реке. Там хорошо, я знал это. Я б туда слетел бы минут за пятнадцать… если б не скальные сбросы по пути. На них мы залипли минут на пол часа. Невесть какая трагедь, но ещё раз убедился, что верёвки туристам не нужны. Не в смысле, что ах какой я крутой, могу всё пройти без верёвок. А в смысле, что будь у нас верёвка, мы б полезли в ещё большую жо, чем эта. Известная народная истина гласит, что чем круче джип, тем дольше ждать трактор. Перефразируя: «Чем круче у тебя верёвка, тем круче подразумевается склон, тем больше катящихся камней на нём, тем больше вероятность свернуть шею». И пусть со мной поспорят на тему «лучше пусть верёвка будет на всякий случай», я всё равно остаюсь при мнении, что если у тебя есть пистолет, то ты обязан хоть разок из него выстрелить. Нельзя просто так протаскать его с собой, останется чувство незавершённости. Так что лучше без верёвки. В обход, если придётся.

От реки вниз-вбок по давно набитой тропе. Я говорю «давно набитой» имея в виду, что здесь, и правда, судя по вырезанными надписям на коре деревьев, люди бывали ой как давно. В этом году тоже были, мы нашли камень с цифрами «2015». Но были надписи 1980 и даже 1935 года! 80 лет назад кто-то шёл здесь, как и мы, ища куда поставить ногу и за что зацепиться рукой. Вроде бы просто цифры, а вроде как удивительная связь времён считай что через века.

Вниз. К Кислым. Я не очень много помню из тех старых походов, кроме разве что посещения Архызской части Тебердинского заповедника в долине реки Кызгич (Гобляндии), да … эту чугунную ванну. Уверен, это она же. Как ~25 лет назад в ней купались, подогревая минералку на костре, так и сейчас. Курорт процветал. Своим, конечно же, уровнем процветания. Это не Кисловодский парк, но место уникальное. Говорят, на том небольшом пятачке есть аж 19 разных вкусов минералки. Я попробовал несколько – и правда, вкус разный. Одна даже ничего, остальные от кошмарной, до приемлемо невкусной. Ну да, ну да… заелся я на КавМинВодах. Специфика места проживания.

Мы, спросив разрешение у «гринписовцев» (*имеется в виду зелёная форма пограничников и их тяга к моей зелёнке), устроили лагерь в русле реки. Решение стрёмное, нас могло запросто смыть, уже был случай, когда утром мы проснулись в озере, поставив вечером палатку рядом с водой. Но во-первых, мест в округе мы не нашли ни вечером, ни утром. А, во-вторых, прогноз на ночь обещал быть хорошим, да и найденный нами остров был относительно высок.

Утро шестого дня… да и день, мы отметили «типа в цивилизации». Полчища мух… ой, людей! Мы спускались к поляне седьмого поста, а на встречу какой только народ не шёл. В купальниках, с огромными рюкзаками-пузами, на лошадях или пешком, в плеере или солнечных очках на всё лицо, в основном, небольшими группами, но порой в одиночку. Я не то, чтобы устал здороваться, но потерял к этому интерес и просто улыбался. Впереди 5 + 18 км считай что по дороге до Пхии.

Через 8 километров я схватил проезжающую попутную УАЗ-буханку, закидал туда все 8 рюкзаков, собачку-Тасю, маму, себя и отца и чуть схалявил, сидя эти 10 км на полу качающейся машины. Задним умом понимаю, что надо было в УАЗик засунуть уставших, а самому пройтись, но … что сделано, то сделано.

Что ж, я постарался искупить свою слабость. Сгонял за пивом, успел его охладить для распития его в Пхие. Ещё, пока ждали, мы макарошек заварили, по наводке мамы я купил кружок колбасы, да следуя идее Вовчика, взял ещё полторашку пива с собой наверх. Рюкзак стал неприятно тяжелее.

В Пхие мы нашли не только магазин, но и группу молодняка из, если не ошибаюсь, Владимира. Не буду точно утверждать откуда они «в миру», но точно помню, что из Архыза они шли уже десять дней и до КрасноПоляны идти им ещё 11 дней. Итого 21 день романтИк, водка, сигареты, мало-ли-что-ещё. Увидев гитару в чехле на одном из рюкзаков я и вовсе обомлел. Очередной раз обрадовался, что в жизни не участвовал в походах турклубов с их перегруженными ненужным снаряжением рюкзаками и очередной раз огорчился, что не был в турклубах с их грандиозными тусами. Кто знает, как повернулась бы моя жизнь, ходи я с ними в Горы.

А дальше наверх. По подсказке местного жителя по бревну через речку, да всё выше, и выше. И набор высоты, и расстояние до перевала ого-го.

Витька Курдов сдулся. Точнее, сдулся его голеностоп. Он-то не ехал на попутке, а честно пилил километры по дороге с множеством бродов. Лично меня пеший туризм по дороге убивает. Тот самый голеностоп, да и просто ноги натирает нещадно в таком режиме. По дороге надо ехать. На велике, моцике, жипе или чём там ещё. «Пешком по дороге турист не ходит» – таково моё мнение. Я тоже, хоть и сэкономил 10 км пути, к вечеру был готов упасть где стою. Уснуть, не дожидаясь приличного места.

Приличное место нашлось, уже классически в этом походе, на поляне лесогубов. Мебель, как обычно, в достатке. Костёр там до нас был, но мы его в этот раз не палили. Мне кажется, потому как все были неслабо вымотаны горизонтальным километражом.

И, видать, чтобы подавить усталость мы решили наесться по самое нехочу. А, быть может, просто решили под маячивший на горизонте конец похода, доесть запасы и уменьшить вес рюкзаков. Заварили полный котелок картошки с парой банок тушёнки. Съели. Заварили того же ещё раз. Еле съели :).

Утром седьмого дня похода мы не спеша собрались и двинули к далёкому последнему перевалу Пхия. У поломанного моста дорога закончилась. Дальше пошли по хорошо вытоптанной тропе. Идёшь себе, видами наслаждаешься. Вид специфический, «додвухтысячный», как я его называю. Не то, чтобы я его недолюбливаю, но больше нравится вид Гор, а не деревьев.

А на перевале, и вовсе, цивилизация наступила на хвост. У меня появился повод чуть погрустить – поход, очевидно, шёл к своему логичному завершению.

Дальше был звонок водиле-Валентину. Была турбаза РомантИк с форсированием речки и последней «горной едой». Я, уже классически, чуть не потерял в реке резиновую шлёпку, но во-время поймал её.

Машину заправили бензином, метаном, пивом и хычинами. Уж после заката были дома в Пятигорске. Есть повод погрустить. Есть повод порадоваться. В себя я приходил почти что пару недель — «если выпил хорошо, значит утром плохо. Если утром хорошо, значит выпил плохо». Если после отпуска меня колбасит, причём не один день, а недели, то отпуск я считаю удавшимся. А вот если в первый же день после похода я бы улыбался всем направо и налево, радовался дому и КрасноКраю… ну это тоже было бы хорошо :).

Художественный кинофильм «Траверс Гобляндии», август 2015 г. Оператор, режиссёр, монтажёр, … — Виктор Курдов