Сайт Олега Милантьева
Автор: Влад Ильин, Нерюнгри
Я живу в довольно прохладном районе нашей большой страны, в Южной Якутии. Не скажу, что это очень суровый край, есть и покруче моего. Зимой столбик термометра часто сам замерзает и не поднимается выше отметки в -40°. Но случается и попрохладнее – мой личный рекорд астросъёмки установлен при -47°.
Холод – понятие растяжимое. Для меня намного комфортнее при -30° здесь, чем при -3° на моей родине (я с Донбасса). Здесь тихо и сухо, там ветер пронизывающий и сыро. К тому же у нас соответствующая одежда и для -10°, и для -25°, и для -45°. А летом жара может уходить за +40° в тени, не говоря уже об освещённой стороне. Самые крайние показания на моей памяти – это +41° и -58°, перепад почти в сотню градусов.
Астросъёмкой я заинтересовался в 2009-ом, хотя пробовал и раньше, но так, экзотики ради. Чтение форумных тем привело меня к основному выводу – главное здесь не телескоп, главное – монтировка. А телескоп – это по сути тот же объектив, только с фокусом побольше и апертурой пошыршэ. На тот момент я располагал EQ-2, у неё нет своих моторов, но для начального этапа, для освоения азов это довольно-таки приемлемый вариант. Стоит недорого и позволяет определиться – затянет или не затянет? Если интерес не усилится, то не очень-то и хотелось, невелики потери в денежном выражении. Ну а если затянет, тогда можно смело переходить на более высокий уровень.
Рассуждая таким образом, я немного модернизировал монти и добавил к ней движок. Знакомый подогнал, такой стоит на АН-2, чем-то там в крыльях управляет. Моторчик не шаговый, обычный, при нём редуктор. На выходе оборотов немного, для моего случая подошло. А дополнительно регулируя питающее напряжение, удавалось в последующем на фокусе в 50 мм получать выдержки до 1 минуты. За глаза для начала.
Поначалу моторчик подмерзал на холоде, хотя температура была ненамного ниже нуля. Сменил смазку и смог получать выдержку в 60 секунд без смаза. Дальше уже начала застывать смазка на монтировке. Тоже разобрал, промыл и положил новую. Смазка сильно на клей походила. Поснимал, попробовал, понял, что это моё. И с уходом зимы купил HEQ-5. В последующем хорошо с ней продвинулся вперёд.
Но для этого вначале переморозил свой Кэнон-450. При -36° снимал пару часов, а следующей ночью немного потеплело, -32°. Но уже через те же 2 часа шторка на фоте замёрзла так, что ночное отогревание в квартире не помогло, она не двигалась. Пришлось «лечить» его в сервисе, выручил знакомый в Хабаровске, спасибо ему. Пока шло восстановление, другой знакомый подсказал идею — «тебе бы упрятать фот в какую-нибудь коробочку и подогревать его там». Толковая идею, её потом оценили на форуме — «все свои камеры охлаждают, а ты греешь». Ну, а другого варианта нет, уже проверил. Так что с возвращением Кэнона, соорудил ему короб из фанеры, внутри закрепил мощные резисторы. Они выполнили роль подогревателей, запитывались от отдельного источника 28 В. Короб снаружи укутал чехлом из одеяла и палаточной ткани, благо шить умею. Внутри установил транзистор ГТ403 в качестве датчика температуры. Опробовал несколько транзисторов, этот показал лучший результат. Провода от него шли в мастерскую (у меня 2-ух комнатный гараж) через разъём на стрелочный индикатор последовательно через гальванический элемент 1,5 В. Предварительно отградуировал шкалу и нанёс 2 красные риски — они ограничивали диапазон температур, в которых надлежало удерживать микроклимат в коробе. Регулировал температуру вручную, периодически отслеживая её по шкале.
За мастерской в нескольких метрах лежала старая бетонная плита, на которую устанавливал треногу с ХЕКом. От неё шёл активный ЮСБ-кабель (2 по 3 метра) на ноутбук. То есть, теперь я сам уже мог находиться в тёплом помещении. Также по кабелю на площадку шло питание для обогрева и монтировки. Позже научился и ХЕКом управлять с компьютера, дело пошло веселее. К ЮСБ-удлинителю добавился Хаб. По которому опять же вскорости пошёл и гид. Для которого пришлось создать новый короб, в котором сидели и он и Кэнон. Лицевая стенка короба имела 2 окошка, закрытых нейтральными фильтрами. Все эти изменения и дополнения позволили удерживать температуру внутри коробы в пределах -15°-25°. При том, что снаружи температура доходила до -47°.
Попутно утеплил и монтировку, для неё тоже пошил чехол с подогревом. Для чего использовал электрогрелку, которая питалась от 220 в.
Из замечаний запомнились частые глюки с разъёмами, они доставали. В конечном итоге закрепил их максимально возможно и все отходящие кабели в нерабочем состоянии наматывал на треногу. После выноса на площадку они разматывались и подключались в мастерской уже в тепле. Из моих рекомендаций по работе на хорошем морозе — это прежде всего изоляция кабелей. Для сигнальных — силикон, для силовых — резина. А ПВХ лопается, не вариант.
Пара снимков, полученных мной на Кэнон-450 и зенитовский объектив Гелиос 44М.
Если занести в тёплое помещение оборудование с мороза, на нём быстро появится конденсат. Утеплённые чехлы препятствуют этому. Короб предварительно закрывал чехлом и с передней стороны. А занеся в мастерскую, дополнительно укрывал и его и монтировку на треноги ещё и пологом. Потому всё отогревалось медленно. Так что разъёмы со временем не окислялись.
Ещё замечания по съёмке в морозы. У меня большой плюс в том, что я могу позволить себе размещать астрограф возле гаража. Это позволяет и мне находиться в тепле, попивая чай и читая книгу или смотреть телевизор. К тому же из гаража выношу на площадку кабель с питанием. Если же выезжать вдаль, то необходимо возить с собой энергоёмкий аккумулятор, который обеспечит и работу оборудования и его обогрев. А в машине при этом придётся всё время держать двигатель работающим, чтобы согреваться самому. Так что в такие морозы я бы не поехал никуда, а нашёл другой способ. Вплоть до того, что купил бы частный дом.
Но и выносить каждый раз астрограф на площадку тоже не айс. При этом надо размотать кабели, подключить, проверить, настроить Полярку. Часто бывает, что с началом съёмки небо затягивает и приходится сворачиваться. Все действия в обратном порядке. Мне это надоело и я построил стационар.
Его самый большой плюс – всё настроено один раз. Это очень большой плюс, который стоит того, чтобы потратить много сил, денег и средств. Отмечу главный момент. Я живу на 57-ой широте, потому с начала мая и по август белые ночи. Зимой, как отметил в начале, морозы. Остаётся короткий весенний период март — апрель и такой же с августа по октябрь. Минус мои ночные смены, Луну и непогоду, остаётся всего ничего. Стационар же позволяет увеличить сезон. Как-то подсчитал — за весь год мне выпадает 30-40 чистых ночей. Всего.
Сильные морозы так же сильно водят здания. Из-за морозов грунт вспучивается местами. Для частного дома такое движение терпимо – порою он может заметно просесть. У нас нередко такие дома выравнивают с помощью мощного домкрата. В моём случае хотелось изначально получить более-менее устойчивое здание. Я рассматривал несколько вариантов фундамента и остановился на подсказке другого знакомого. Он посоветовал отлить бетонную плиту круглой формы в качестве основания.
Стационар построил на месте площадки. Когда-то там было болотистое место. Но наши болота отличаются от обычных. На небольшой глубине залегает скальник, выше него земля. От дождей она пропитывается водой, которая не имеет выхода. Но лет 30 назад здесь установили базу аэропорта и навезли очень много гравия. Который утрамбовали довольно плотно. Настолько, что моя плита за 4 года пока оправдывает своё назначение. Если бы не она, пришлось бы изыскивать способ забить сваи и уже на них возводить обсерваторию.
Я это привёл здесь для того, чтобы показать – хороший фундамент это основа. А в морозы к его выбору надо подходить более продуманно. Я доверился мнению специалиста в этой области и явно не прогадал. Добавлю только, что наружный диаметр обсерватории – 3 метра, а плиты – 4 метра. И её толщина – примерно 40 сантим. Внутри неё очень много арматуры.
В стационаре установил монтировку помощнее – WS-180. Дискусу благодарность за хорошую работу. Имея предыдущий опыт, в первую очередь сшил обогревающие чехлы, по одному на каждую ось. Использовал тепловой шнур с электроодеяла, один для всех чехлов. Его хватило и для монтировки, и для двух коробов с контроллерами. Дополнительно между осями установил деревянную болванку со шнуром. То есть, Лебедь работает в самых настоящих тепличных условиях. Поверх этих чехлов, опять же – на каждую ось, пошил вторые чехлы. Их задача – удерживать тепло внутри.
Контроллер Лебедя и 7-мипортовый Хаб установлены внутри большого короба, выполненного из фанеры. На внутренней стороне короба приклеен отрезок всё того же теплового шнура. Изначально здесь же крепился и сетевой адаптер для контроллера, но он оказался теплолюбивым устройством. Той температуры, что выдавал шнур, ему не хватало и в последующем он нашёл другое место жительство, об этом чуть позже.
Другой короб размерами поменьше, в нём разместились источник питания для QHY-8L и плата управления ШД эл.фокусёра. на внутренней стороне крышки также закреплён отрезок теплового шнура. Оба короба находятся внутри своих чехлов.
Все обогреватели соединены последовательно, сюда же добавлен блок резисторов для регулировки температуры. Вот этот блок живёт в отдельном, уже металлическом коробе и с ним мирно уживается сетевой адаптер для контроллера Лебедя. Здесь ему довольно комфортно. Вся последовательная цепь обогревателей запитывается от розетки 220 В. Включаю цепь тогда, когда адаптер не подаёт признаков жизни. Обычно -20° (примерно) для него – точка замерзания. Да и маунту в тепле крутиться легче. 2 прошедшие зимы показали хороший результат, не отвлекает меня даже по мелочи.
Камерный узел в фокусёре укрыт своих чехлом. В сильные морозы он там и остаётся, не снимаю. Труба карбоновая, с обоих торцов укрыта чехлами. Сверху постелен полог, убираемый на период съёмки. Чехлы защищают от пыли и резких перепадов температуры, а они случаются.
Камера. На сегодня использую озвученную выше QHY-8L по единственной причине – у неё отсутствует механический затвор. Да, это цветная камера, по разрешению она проигрывает монохромной. Но и устройство для фильтров тоже механическое, его не представляю, как можно обогревать. Есть приемлемый вариант для задействования монохрома, но это зарубка на будущее. Пока хочу до конца выбрать то, что способна мне предоставить «восьмёрка». К тому же за пару лет её эксплуатации только сейчас удалось выровнять поле кадра, но это уже отдельная история.
В случае сильного мороза поверх тех же тонких перчаток можно надеть еще и варежки, снимая их и оставаясь в тонких перчатках непосредственно в момент съемки. Не выносите сильно запотевшую камеру на мороз .
О какой камере речь?
QHY8L тогда стояла.
В момент съёмки я нахожусь в тёплом гараже.