Обо мне
Язык:

Поход: Домбай-Архыз 2011

2011-08-17 12:16:33

Первая, можно сказать официальная, то есть "сухая" часть здесь. Текст этот, по ссылке, хоть и нужная вещь, но всё ж, дюже скучная. Хочется размочить его и фотками, и мыслями с переживаниями, да и просто лирическими отступлениями. В общем, поехали.

Для начала фотки. Некоторые фотографии дал ссылками в первой новости. Все "лучшие" фотки собрал здесь, а вообще все фотки, сделанные в этом походе, с небольшой обработкой, удалив откровенный мусор и разложив по папочкам здесь. Не всё ещё разобрал, панорамы есть в полном разрешении по запросу.

Кратенько по папочкам фоток:

1. мАсква-Пятигорск. Пока здесь одна фотка, закидаю ещё. На данный момент разобраны только 771 походных фоток, плюс чуток с других фотиков. Коих, кстати, оказалось аж четыре штуки: мой Canon 400D + Canon 28-90мм кит; мой же Olympus mju1000, что остался у Полинки в Пятигорске; мамина мобила нокио, кажись N93, но могу ошибаться и папин олимпус, номер не помню, можно глянуть в exif кому интересно;
  2. Пятигорск. Неделя, проведённая всей толпой в Пятигорске. До похода;
  3. Дача. Как всё ж приятно иметь дачу в 3.8км от дома (Пятигорск), против 130км от дома (мАсква), причём уже основательно обустроенную и, как говорится, "с каждым днём всё лучше... во всех отношениях";
  4. Пятигорск одни. В этой папке фотки, преимущественно с олимпуса, сделанные Полинкой и Лизз, оставшимися дома, пока мы неделю бегали по Горам;
  5. В Домбай. Фотоотчёт о поездке общественным транспортом из Пятигорска, станция Лермонтовская, в Домбай, откуда и начался поход;
  6. Посёлок Домбай. Точней было бы назвать "из посёлка к полпути до перевала Алибек", но мой фотоальбом может обалдеть от такого длинного названия :). Начало похода, первые склоки с представителями местной власти, первый ходовой полудень. Достаточно плотный, хочу сказать - полные рюкзаки и неокрепшие ноги;
  7. Перевал Алибек. Второй день, подъём на перевал Алибек. Не сказать, что прям халява, но блин, приятно как ни крути. Ведь в 2008м (фото) мы не смогли выйти на него с отцом из-за полностью отсутствующей видимости;
  8. Вниз к реке Аксаут. Спуск с Алибека, промочили ноги в подперевальном озере. Замечательный водопад, западней перевала. Перепись зелёнкой у зелёного и лагерь "внизу";
  9. Река Аксаут. Форсирование реки Аксаут утречком третьего дня. Оооочень бодрит! Ровно напротив подъёма на перевал Халега;
  10. Наверх к перевалу Халега. Подъём на перевал Халега, собственно. В начале подъёма мини-музей о временах второй мировой;
  11. Озеро Патронное. Холодное. Патронов мы с Алехандро не нашли, хоть и ныряли в него. Множество монументов о временах той же второй мировой;
  12. Спуск с перевала Халега. Почти ничем особым не примечательный спуск с перевала Халега к Марухе, кроме разве что первого серьёзного заблуждения - слетели с тропы и спускались порой в прямом смысле на жопах;
  13. Долина реки Маруха. Наиживописнейшее место - верховья Марухи. Планирую посетить его в ближайшее же время! Фоток много, посему разбил на 7 подпапок:
    1. Верховья реки Маруха. Лагерь наверху среди тысяч жёлтых Крокусов. Прям "Крокус-Сити" :);
    2. Первая "Чёртова Мельница". Каскад водопадов / порогов на реке, теснина, обрывы, красотища неимоверная. Странная одинокая "йолка" с видеокамерой. Погранцы?
    3. Спуск по Марухе. Дальнейший спуск по неожиданно разливающейся Марухе. Видны последствия "большой воды", как назвал паводок местный джигит;
    4. Купание в Марухе. Полный алес :), есть на видео. Для настоящих мужчин. Я не осилил, к слову сказать. Дальше отмазки: в тот день растёр себе ноги, точней промеж них;
    5. Вторая "Чёртова Мельница". Спуск дальше, выход на автомобильную дорогу ко второй "Чёртовой мельнице" - она есть в Google Earth, она была моим ориентиром подъёма на Чигордали;
    6. Лагерь под пер. Чабаклы. В этот день хорошенько пол дня отдохнули, вечером уточнив у местных, куда нам идти завтра. И правильно, хочу сказать, сделали;
    7. "Огненное шоу". ... Или "вечером у костра".
  14. Подъём на перевал Чигордали. Тут некоторым из нас, не бум показывать пальцем, удалось заблудиться. Но всё закончилось хорошо, поднялись на перевал. Вид с которого, как часто бывает, завораживает;
  15. Спуск с Чигордали. Спуск с перевала в заповедную долину Кизгыча. Встретили сначала пять орлов (?) в небе, а потом штук десять орлов с орлицами на земле. До сих пор не понимаю, что движет человека, поднимающего на Гору 30кг рюкзака. Явно наркота какая-то;
  16. Долина реки Кизгыч. В основном, пляжная прогулка до посёлка. Пара прикольных мест, да грязюка на дороге "по колено";
  17. Посёлок Архыз. НеКультурный отдых. Обмыв произошедшего за сею ~неделю;
  18. Озеро Семицветное. Бонусный тур на озеро Семицветное составом из трёх участников. А озеро стоит того, ой как стоит!
  19. Перевал Аюлю. Дюже каменистый вход и выход у этого перевала. Я почему-то думал, что он в десяти минутах от Семицветного, по факту же там пилить и пилить по шатающимся огромным камням;
  20. Озеро Тёплое. Озеро, на самом деле, по пути к перевалу Аюлю. И ни разу оно не тёплое. Мама переплыла его, я же просто понырял. Ну и вот артефакт из Харьковской группы встретили;
  21. Река Белая. Если я не ошибся с названием, то река сея впадает в Псыш, к которому мы и чесали, с весьма сжатыми сроками и с весьма отбитыми ногами. Плюс внизу километры по дороге, где мои ноги уж совсем отказывали.

Ах если бы, ах если бы... не жизнь была б, а песня бы!

Ах если б у меня была куча времени после каждого мероприятия, стоящего описания, если б меня никто не дёргал и я мог бы сесть и написать всё о чём я думаю и что "на душе накипело". Но есть и другие интересные и не очень, но всё ж нужные, дела. Посему, как увы часто, подсокращу свой изначально грандиозный замысел до банального фотоотчёта из бестовых фоток с их описанием.

Основная мысль, которую я б не хотел терять из вида: ходить надо. Даже если ноги растут не из ж...ы, как у всех людей, если педикюр и высокие каблуки мешают ходить по камням, просто выбирайте себе поход пониже, подъезд на машине подальше. Прожить же жизнь и не побывать в Горах, глядеть только на фотки, да видео, не находиться в середине ничего порой без особого понимания "что ж дальше" :)... можно. Но уж лучше любить и страдать, нежели не испытывать чувств вовсе. Я готов спорить и доказывать эту банальность, хоть и не знаю ни одного стоящего аргумента.

Выйдя из дома в 6:45 субботы, сев на семичасовой электрон Мин-Воды - Кисловодск, мы добрались до вокзала этого, как я считаю, красивейшего из городов КавМинВод (да и воду там пить можно, не то что в Железноводске или у нас в Пятигорске). Там на одну маршрутку, на другую, на третью и ... вуаля! Мы в Домбае. Я был уже здесь летом, уже нормально отношусь к этому месту, находясь там без лыж. А ведь горные лыжи я люблю, скорость я люблю и раньше не понимал, что может меня затащить в летний Домбай.

Из посёлка нам пилить к альплагерю Алибек, точней за него. Проход преграждает шлагбаум местных представителей заповедника (?). Мол давайте, ребятки, по полтинничку в день, а мы взамен... Взамен нас пропускают. Отец мой чуток посклочничал, на чём мы потеряли с часок, ожидая пока он сходит теперь уж по всем инстанциям. За что был "сурово наказан" доской по шапке :).

Так или иначе, вопрос был решён и мы пошли дальше. Достаточно быстро дойдя до альплагеря, пройдя его, вышли на тропу к Турьему озеру. Здесь "центрлпарк", в том плане, что не ходит с альплагеря до озера только ленивый, а так народ и в шортах "по писю", и чуть ли не в шлёпках "вьетнамках" встречался. Мы шли по тропе, стараясь держаться левей, до будки погранцов. Старая будка, как я понял из описаний, сгорела. Так что это уже новая будка. Её б тоже чуток обновить, точней крышу залатать. Но и в текущем состоянии она даст фору многим палаткам :).

Чуть раньше будки, и кажись, от неё тоже, просматривается место, куда нам предстоит подняться завтра. Ах да, "просматривается" :). Отлично, если погода такая, какая выпала нам - за неделю один мелкодождик, да порой тучки набегали, а вот если мерзопакость 2008-го, туши свет и включай GPS, компас, мозги, что там у кого - ориентирование в пространстве сильно затрудняется. В этот же раз, как уже сказал, погода была класс и отлично просматривалась мадам Сулахат, лежащая на спине, скала Рог правей головы Сулахат и искомый перевал Алибек, с заявленной высотой 3140м, реальной немногим выше.

Шли, пока не зазвучали мысли вслух: "вот-вот погода испортится", "сколько ж можно пилить в первый день?" и аналогичные. Найдя весьма достойное место ночёвки, способное вместить две наши палатки, мы выпали между двух огромных камней уничтожать тяжёлое и мешающее. У меня в рюкзаке из "лишнего" оказалась бутылка "Карачаевской с перцем", остальные тоже чуток разгрузили рюкзаки. С собой мы, как уж сказал, взяли две палатки: трёшку и двушку. Хоть и был вариант взять одну огромную палатку и получить некоторую экономию в суммарном весе, но всё ж найти в Горах две площадки поменьше часто проще, нежели один огромный аэродром. Наш лагерь и фотосессия у него. Белалакая просто великолепна - не фоткался на её фоне, опять таки, только ленивый :)... или фотограф, я то есть.

Утром бодрячком (!) (вот что в числе прочего, нравится мне в Горах - выпей гуманную дозу спиртного и на завтра не почувствуешь и намёка на больную голову), вскочив по городским меркам в дикую рань, мы двинулись к первому перевалу, тому самому Алибеку.

Природа приспосабливается к условиям. Я чуток пофоткал не особо мне известные, но по мне так просто красивые, цветочки и колючки с мохнатиками, а там их целые луга. Ну и заодно отмазка "почему я плетусь в самом конце": фотограф я, вот и стараюсь запечатлеть всё на мой взгляд интересное, шагая в своём боль-мень неторопливом темпе. Не спортсмен я ни разу.

Под перевалом штаны :), на перевале звезда и скала Рог. "Злой дядька" в лице моего отца указующем перстом как бы спрашивает: "А ты поднялся на перевал Алибек???".

Вниз. В ущелье реки Аксаут. Мимо безымянного озера (а может название у него всё же есть?). Озеро достаточно большое, холодное как обычно - я осилил только заход в него по пояс. Всё же, жуткий диссонанс (несоответствие) рождается в походах. Идёшь, значится, под "горячим" рюкзаком, в зимних ботинках (на моих написано "Comfort -32°C"), весь мокрый и потный; хочешь, значится, принять ванну с расслабляющей солью или что там надо в таких случаях насыпать в неё; хочешь вымыть голову в тёплом душе или кто там к чему привык. А вместо этого тебе подсовывают огромный "тазик" с водой, температурой так этак плюс 5...6°С в лучшем случае :). Или "душ" из водопада огромной высоты, из той же холодной воды. И всё же - купание в таких водоёмах очень даже весело, несмотря на то, что я ни разу не морж и мёрзну в Чёрном Море, предпочитая недавно открытое для меня Красное.

А виды там, как и полагается, замечательные. Ледник, из которого вытекает чистейшая вода... а потом смешивается с грязной, несущей песок и глину. Живность всякая обитает: хоть, в основном, мухи и слепни (гады), но часто попадаются бабочки, реже ящерки и лягухи.

Спустившись в долину, в так называемую "зелёную гостиницу" мы не особо плотненько пообедали и ..., нарвались на засаду из той самой ящерицы (фото сверху) и погранца (фото снизу). Парень из Невиномысска банально дрых, но, надо отдать ему должное, вскочил при нашем проходе и затребовал бумагу и гусиное перо, дабы переписать все наши пропуска. Переписывал он, по факту, зелёнкой-карандашём (зелёнка - это то, чем вавки мажут, похоже на маркер, только зелёнка) на листок "сказки" уже пройденной части маршрута. Причём переписывал с особой жестокостью около 50 минут. Вот уж впредь наука "носи с собой ксеры паспортов и пропусков в количестве проходимых за поход ущелий". Оставалось сидеть / стоять и скучать, ожидая окончания процесса.

Дорога вниз без особых, запомнившихся мне, подробностей - я не ставлю целью описать маршрут, лишь пишу кратко, как мы шли, основываясь на фотках из альбома. Если б я хотел описать маршрут, я бы делал пометки по ходу пьесы. Наверное, я бы писал их на диктофон, встроенный в мой mp3-плеер. Помню только, что там был муторный спуск по автосерпантину, встреча с горнопляжниками в золотых кроссовках, заброшенная шахта, заброшенный же шахтёрский посёлок, сруб погранцов и тент местных отдыхающих.

Уперевшись в достаточно полноводную, но разлившуюся аж на пять рукавов речку Аксаут, мы откатились на несколько километров на местечко, именуемое нами "луковой поляной" - там мы нашли четыре луковицы, годных на поесть. Собственно, все четыре и с удовольствием под водочку (спирт+вода+травы+лимон) и схавали тем же вечером.

Ночью в Горах холодно. Стало быть, снег не тает или тает меньше, из чего следует (я не зануда, я последовательный), что речка утром будет поменьше, чем вечером. Стало быть, переходить полноводный Аксаут стоит утром... или по мосту. Моста нет, поэтому утром. Ооооочень мысль о переходе реки утром не вдохновляет, вечером же наоборот, чувствуешь потребность окунуть ноги в холодную воду. Но..., утром.

Первые четыре рукава реки достаточно мелкие, вряд ли выше колена. Идём в носках, ботинки у меня в рюкзаке, у кого-то на шее (ну, кто любит переходы поароматней). В носках-то оно, конечно, теплей! Босиком бы точно замёрз в начале рукава. А так только к середине пальцы ледяные и мысль "доколе???" :).

А вот пятый рукав самая жесть. Он, конечно, не по пояс, просто брызги от колен прочно "мочат репутацию" четырёх из пяти переходящих реку. И ещё прикольный момент, пятый последний рукав не оценишь с самого начала переправы, нужно пройти первые четыре и только тогда понимаешь, пройдёшь реку или возвращаться назад, вновь минуя четыре холодных бурных потока воды.

Перейдя речку, начали подниматься на перевал Халега. В начале подъёма памятная аллея с мемориальными досками и, возможно, захоронениями. Очень уверенная тропа разок потерялась, но быстро была найдена вновь. Там же, уже ближе к перевалу, увидел первый Крокус. А я и не знал ещё, что это крокус, но цветок очень понравился - маленький яркий тюльпанчик там, где тюльпанам не место. Живность всякая, земноводная, хладнокровная.

Озеро Патронное примерно за час до перевала (Алехандро доскакал от озера до перевала за 35 минут, но он известный лось - мы с мамой шли, замыкая группу, в своём темпе, активно отмазываясь сбором трав и фото окружающего). Куча памятников. Мой ДР и Сайрочка-Рыбочка, съеденная в торжественной обстановке в хорошем месте. Минус 317 грамм из рюкзака, чем не подарок? Патронов / гильз не нашли, да и не искали мы иголку в этом стоге сена.

Перевал Халега вместо крутого на взгляд c прошлого взятого перевала Алибек, да и по описаниям, снежного перевала Северная Каракая. Война на Халеге, вероятно, шла в полный рост - так понимаешь глядя на обилие "часовых" на перевале и под ним; опять таки, озеро патронное и постаменты у него, аллея памяти в начале перевала.

Дальше спуск с перевала ничем особенным не запомнился, хотя конечно, по-своему уникален. Из примечательного, мне запомнились теснины на реке Чегет-Чат, вдоль которой спускались. Мы выбрали левую сторону реки, особо тропы не было, за что поплатились спуском на жжжжопах. Сначала ещё ничего, но лёгкий дождик смочил рододендроны и вот тогда началось. В качестве приза, на полпути "бездорожья" набрели на поле черники. Руки потом долго отмывал :).

Маруха. Пожалуй, лучшее ущелье, из посещённых за неделю похода. Встретило оно нас не так дружелюбно - пронзительный холодный ветер с низа ущелья, стремительный спуск без тропы, и всё же оно настолько хорошо, что я запланировал одиночный недельный поход с базой в верховьях Марухи и кольцевыми одно-двух-дневными переходами налегке с возвратом вечером к базе. Посему бум считать, что я побывал в обзорной экскурсии "галопом по Марухе" и хочу теперь более тщательно осмотреть "экспозицию музея". Ниже фото мест, где я бы остановился на обед, к чему б подошёл ближе и "потрогал руками".

Впрочем, верховья Аксаута тоже стоят пристального внимания. Там и ледники, и водопады, и озёра, и не пройденный перевал Сев.Каракая. Поэтому, быть может, идею следующего похода изменю, посещу оба этих ущелья. Посмотрим. Это планы на эту осень, если не побоюсь дождливого сентября, либо уже на середину следующего лета. Сейчас же продолжу рассказ о пройденных километрах.

Спустившись по Марухе под перевал Чабаклы с одноимённым озером "по ту сторону хребта", мы позволили себе пол дня отдыха с мытьём "этого" в Марухе, с отдыхом на пляже реки, с миксом "Марухским" (спирт, вода, мята, лимон), с супом из топора.. ой, из крапивы:
- макароны ролтон, классика;
- суп из "грязи", в смысле наполнитель всякими глюкоматами;
- мелконарезанный сыр "косичка";
- ... и, самое главный компонент - подножный корм в виде молодых листьев крапивы.

Наверх. Последний перевал и мы в Архызе. Было два варианта:

1. пер. Озёрный, далее через каскад озёр, включая Чабаклы, под которым мы стояли, с выходом на Архызское седло у озера "Сердечко", спуск вниз;
  2. пер. Чигордали. Северный и южный. Который из них мы прошли я, честно сказать, не до конца понял. Ибо сам планировал как раз Озёрный. Не суть.

Пошли, стало быть, через Чигордали. Подъём на этот перевал не то, чтобы сложный, но ориентирован на подходящих с низовья Марухи. Подъём начинается, как уже писал, из-под соседнего перевала Чабаклы и траверсирует с набором высоты, для нас, пришедших сверху, получается в обратную сторону. Вчера, показав нам тропу к подперевальному кошу поднялась группа всадников с лошадьми, загруженными солью.

Перевал мне запомнился тремя вещами. Во-первых, потервявшийся (и нашедшийся) отец. Второй раз возникала мысль, что почти всё то, что говорили мне об опасности одиночного похода можно применять и к энтузиастам, отрывающимся от группы.

Второе - это обилие орлов (?). Начиная с пары внизу, несколько по пути и три, а потом аж пять огромных птиц в начале спуска с перевала.

А третье, это группа из Мариуполя, человек 9...10. Они запомнились обилием вещей, несомых с собой. Почему-то, среди "настоящих туристов", считается шиком гордится своим тридцатикилограммовым рюкзаком. Для меня это не только неподъёмный вес, но и элемент позора. Вот накой чёрт, скажите на милость, брать с собой огромный топор, зачем каждый из группы несёт ~литр воды и ещё мне кажется, что турклубы несут старое оборудование, чуть ли не брезентовые палатки. Ну, это шутка, конечно.

И вот, на удивление быстро, а в то же время очень насыщенно, мы спустились к Кизгычу, откуда пешочком до Архыза с остановкой на покупаться и поесть, да заплатить местному заповеднику по 100р с носа.

А дальше посёлок, хычЫны, Карачаевское пиво, ночная съёмка и принятие решения о завтрашнем отъезде / продолжении банкета - кто что выбирает.

Но о бонусном дне, а мы втроём выбрали его, о походе на Семицветное и спуск через подъём ... проход перевала Аюлю и вниз по реке Белая к реке Псыш, к Мостовой поляне, к Архызу и в Пятигорск, обо всём этом я пожалуй расскажу отдельно. Ибо не терпится закончить материал, да и не входит однодневный (лучше двухдневный) кольцевой поход по Архызу в маршрут "Домбай-Архыз", хоть и вошёл в наш недельный поход.

Фотки из этой статьи так же доступны в Пикасе. Возможно, кому-то будет так удобней.