Обо мне
Язык:

Архыз 2013, май

2013-05-05 14:49:50

У меня были разные планы на эти пять выходных дней, с 1 по 5 мая 2013 года. Одно объединяло все задумки - желание провести эти дни, по-возможности все пять, где-нить подальше от съёмной Краснодарской квартиры. Из Пятигорска от родителей поступило предложение поехать в Архыз на 3..5 дней. Отличное предложение, не было ни одной причины отказываться. Хотелось и самому ещё раз побывать там, и мелких начать приобщать к туризму.

Так что рано утром, проснувшись по будильнику аж в 5 утра, собрались и поехали в Горы. Юные и начинающие туристы-альпинисты досыпали, я рулил. Ехать из К в Архыз около 6 часов, дорога боль-мень, не считая КЧР-ной части в районе Псемёна. Там на дорогу порой выползали асфальтоежки, хавали асфальт участками метров по 20..30.

Несколько необычый путь следования на юга - не М29 и не М4, приятный пейзаж и ... надо было выехать на час-полтора раньше. Все проснулись, мелких укачивало на серпантинах, они э... уменьшали нашу среднюю скорость.

Приехали в посёлок, точнее в лесок за него. Там уже лагерь: тент, палатки, знакомые люди, хлеб-соль и прочие атрибуты отдыха. Добавили и свою палатку.

Авто-туризм новое для меня направление отдыха. Не сказать, что я теперь его фанат, я бы даже сказал, что к туризму это не имеет никакого отношения. Для меня суть туризма в испытании. В необходимости и возможности на ограниченном временном отрезке не только быть сам-себе-хозяином, не обращая внимания на социум вокруг, но и нести ответственность за свои действия, за подготовку - нести её прям здесь и сейчас. Не взял нож? Сам дурак, реж колбасу отвёрткой - это я про свой одиночный велопоход вспомнил, в нём разок возникла такая ситуация, нож вечером в палатку упаковал случайно, а есть хотелось :).

Стало быть, я не фанат авто-туризма. Но это самый простой путь чтобы вывести в Горный лагерь семью начинающих туристов. С учётом "нехоженных" мелких детей, сейчас подобный подход был, пожалуй, лучшим решением.

В первый день, оставив мелких с женой-красавицей сторожить лагерь, мы ... несколько сумбурно - после недосыпа и бутылок Карачаевского, втроём поднялись на Кругозор. Двухчасовой подъём с потерей тропы, с катанием на снегу, с великолепным видом на посёлок - на то он и Кругозор. По-началу думал "бросить это дело" :), но на то он и первый адаптационный день, к тому же первый день туристического сезона 2013 года. Так что пол пути было тяжко, а потом надоело - стало хорошо!

В лагере шашлык, летучая тарелка (утопили её, кстати, в реке. Кто найдёт - просьба не возвращать, а самому поиграть - увлекательнейшее занятие, отбивающее руки), воллейбол, то самое карачаевское и что покрепче - с возлежанием плашмя после, чай на костре, вечерняя Лондонская биржа металлов, конечно же - куда ж без неё :). Небольшой казус и ещё одно отличие от настоящего похода, но в этот "выход в Горы" пришлось взять с собой ноутбук, телефон, шнурок чтобы подружить первый со вторым - маме по работе было нужно ежедневно высылать котировки тех самых металлов, пары основных валют и нефти.

Второй день. Туристов, нас то есть, теперь огроменное количество. Это я с Полинкой и двумя мелкими - Юриком 3.5 и Лизз 8 лет; это мои родители с собакой-барабакой; семейство Курдовых-старших; Вадим с дочкой э... в тапочках :). Всей этой разношёрстной толпой мы ... шли на водопой. Шли к Баритовому водопаду. Прикольный водопад, пусть и не очень большой. Выбор пал на него по причине налучшей пешей доступности. Подход по дороге около полутора километров от лагеря, подъём на ~600 метров по вертикали. 50 на 50 в тенистом лесу и под палящим солнцем рядом с ручьём, берущим начало от того самого водопада.. преимущественно.

Я взял с собой фот, правда с одним "коптерным" объективом 10мм фикс. Так что приходилось бегать туда-сюда, вместо того чтобы крутить несуществующее на этом объективе зум-кольцо. Плюс отец фоткал своим кэноном. У него-то зум был :)

Мелкие, на удивление адекватно поднимались на эти 600 метров по вертикали. То есть да, были возмущения, были и "шоб я ещё раз пошла в поход? Да никогда!". Но поднявшись наверх, спустившись вниз, мелкая Лизз была довольна; Юрик, если б не разбил нос уже в посёлке, тоже был бы доволен происходящим. Полинка, скорей всего, "в телевизоре видела сей вид спорта", но уж такова участь родителей и жён - принимать порой участие в "развлекухах" детей и мужей :).

Вниз Юрец уж подустал, так что примерно треть спуска я нёс его не сильно напряжные 18.5 кило на шее. Для шеи только польза - меньше обгорела - Солнце жарило не по майски! Я считаю это офигенским результатом для парня трёх с почти половиной лет отроду - самому (за руку) подняться на 600 метров, спуститься на 400! Просто респек и уважуха его мелким ножкам и огромной выносливости.

Лизз, как уже говорил, ныла в начале - наверное, как я в первый день при подъёме на Кругозор. Но её молодые ноги быстро пришли в норму, она начала замечать красоты вокруг. Я "передал следующему поколению" походную игру в кнопки-маркеры. Суть простая - так как тропа порой маркирована мазнёй краской на камнях и деревьях, нужно найти следующий маркер (кнопку), нажать на него. Маркер на этой тропе был двухцветный из трёх полос, а Элизабет чуток расширила игру, сказав что это хотдоги. Мы их с Юриком жадно "поедали" :).

Танюха, дочка Вадима, неподумавши вышедшая на тропу в тапочках, хотела было слиться с трети подъёма, но сдалась под нашими аргументами, под взглядом Юрца растаяла, не иначе :). Соревнования не было, но если трёхлетка поднимается, глупо отмазываться не подходящей обувью. Правда я вопросом обуви озаботился заранее и все мои шли в высоких туристических ботинках. С моими вечно больными голеностопами это необходимо, остальным тоже помогало в пути, думаю.

Третий день. План был подняться на озеро. Я, честно сказать, не шибко разбирался на какое. Помню, как пройти на Семицветное, где мы былы два года назад. То озеро правее и выше. Подъём в Горы всего 400м, остальное гравийка. И всё бы ничего, если б не разрушенный мост - там серена (машина моя) и остановилась. Крутые жипы ехали вброд чуть выше днища в воде, у меня же машина не одноразовая, даже пробовать лезть в воду не стал.

Это был, в известной степени, крах походного дня. Озера мы так и не увидели, пропилив с пяток (?) километров по гравийке. Мелких чуток подвёз один из этих самых крутожипов, но остальной отрезок пути на жаре, да по дороге... с их короткими ножками смог убить любую решимость идти дальше. Хорошо мы чуток заблудились - это оказалось возможным даже на дороге :), так что и переправиться через реку пришлось, и по снежнику походили.

Итоги: Брал с собой и коптер, даже три раза взлетел в лагере - больно суетная игрушка, нужно выезжать именно для аэро-видео, а не пытаться совместить с другими, более важными делами: общением с родителями, первым в сезоне походом, приобщением своих же детей к туризму.

Погода подарила три дня без намёка на дождь. Вечером, перед отъездом, чуток полило, но мы были в лагере и намокнуть можно было только специально. Что дети с удовольствием и делали.

Лизз и Юрик теперь "в теме". Сильно давить не собираюсь, но буду вывозить их порой как в местные пригорки, так и на Кавказ. Нужно обязательно поднять их летом к озеру и леднику. Показать настоящий водопад, пройти перевал, просуществовать выходные в автономе. Всё впереди!

Видео с похода. Небольшая подборка от моего отца и полноформатный фильм от друга семьи и просто хорошего человека, Курдова Виктора:

использованы фотоматериалы как мои, так и моего отца, Милантьева Андрея. Его сайт: kavtrans.ru . Видео моё, отца и Виктора Курдова.